В ульяновском Заксобрании разработан проект федерального закона «О социальном питании», который планируется представить для утверждения Государственной Думой РФ. Документ зарегистрирован Советом законодателей и в срок до 28 мая должен получить экспертное заключение комиссии по рассмотрению инициативы. Таким образом народные избранники намерены выработать единые требования для организации питания в садиках, больницах и школах.

По мнению авторов законопроекта, новая нормативная база позволит обеспечить контроль за качеством услуги и даст толчок развитию рынка социального питания. В случае одобрения проекта Советом законодателей, следует выяснить мнение региональных парламентов, после чего документ будет официально внесенна рассмотрение Госдумы. Сенатор от Ульяновской области Сергей Рябухин уже отмечал важность законодательной инициативы местных парламентариев и необходимость продвигать на федеральном уровне опыт, который сформировался на территории региона.

По словам одного из авторов инициативы, лидера фракции «Единая Россия» в ЗСО Ульяновской области, президента региональной Ассоциации операторов социального питания Ростислава Эдварса, сегодня единых требований к операторам социального питания нет. Предложенный законопроект выстраивает систему стандартов качества.

- Практическая важность нашего законопроекта в том, что стоимость социального питания должна рассчитываться не так, как сложилось, а из объективных параметров. И ОНФ, и контролирующие органы в разных регионах констатировали, что зачастую стоимость услуги выставляется значительно ниже, чем цена продуктов, которые должны быть использованы, а значит, качество обеспечить невозможно в принципе. Нужно задавать реальные параметры. Необходим уполномоченный орган, который установит правила игры, и проконтролирует деятельность игроков рынка. Все говорят, что социальное питание должно быть качественным, но никто не знает, по каким параметрам его отслеживать. Надзорные органы – Роспотребнадзор, прокуратура, ФАС, прочие – все смотрят со своей колокольни и выводы нередко делают противоречивые. В законопроекте предлагается применять механизмы государственно-частного партнерства – это веяние времени, о котором говорил президент на недавнем Госсовете. Мы должны не только обеспечивать качество, но и развивать конкуренцию ответственного бизнеса, который сможет вкладывать средства, в том числе, в инфраструктурные вещи. Мы настаиваем на том, что социальное питание – не просто приготовление блюд на пищеблоке, это отрасль, которая увязывает все. И саму услугу, и качество сырья, и техническое оснащение. И здравоохранение, и образование, и социальную защиту, и структуры Минсельхоза.

С автором инициативы согласен президент Агрологистического союза, председатель Межрегионального профессионального союза работников коллективного и общественного питания Андрей Плышевский, который рассказал, что сейчас так или иначе вопросами социального питания занимаются сразу 11 министерств, каждое из которых имеет свои нормативы и регламенты, что создает на рынке некий хаос:

- С одной стороны есть необходимость внедрения законодательной инициативы, а с другой стороны вопросы и риски ее правоприменения. Считаю, что законопроект написан на основе именно вашей, передовой, очень интересной, но все же региональной практики, которая предусматривает посыл к добросовестности операторов социального питания. Вам повезло – в Ульяновской области объединенные в Ассоциацию компании действительно добросовестны. Могу сказать, что настолько же качественно организован процесс в Санкт-Петербурге и, возможно, в Татарстане. И все. Но у нас федеративное государство и в каждом регионе могут быть свои административные, правоприменительные, даже религиозные нюансы, а закон должен распространяться на всю страну. Закон, безусловно, нужен. В правовом поле сегодня вообще отсутствует понятие «оператор социального питания». Эту отрасль следует рассматривать отдельно от общепита, а сегодня их мало кто разделяет. Соответственно, требуется собственный контролирующий или управляющий органа, функции по организации социального питания распылены, внимание, по 11 ведомствам, не считая надзорных. Управляющее воздействие в отрасли социального питания проводить невозможно, потому что отсутствует нормативно-правовая база. В Ульяновской области проводятся конкурсы на предоставление услуги, а в Нижегородской их нет вообще, в Новосибирской через конкурсные процедуры проходят только 15% объемов социального питания. В социальное питание попадают случайные компании, нет контроля за их деятельностью. Кроме того, нужна модернизация инфраструктуры с учетом современных технологий. Для этого необходимо привлекать частный капитал, а тот не может вкладывать средства без гарантий возврата инвестиций. Конкурентный рынок сейчас для инвестиций закрыт. Для его развития необходим отдельный пакет нормативно-правовых актов, а для их создания нужен основной документ, который и должен получить статус закона.

Развитие системы социального питания в стране возможно с применением государственно-частного партнерства. Господдержка операторов социального питания в разработанном на основе ульяновской практике законопроекте предполагает возмещение процентов по кредитам, субсидии на организацию производства, льготы по налогам и аренде. Управление организацией социального питания граждан предлагается принять специально созданным федеральным и региональным уполномоченным органам.

Олег Кузнецов.