Ульяновский авиастроительный завод «Авиастар» сегодня, 25 января, выпустил в небо первый произведенный в постсоветской России топливозаправщик Ил-78М-90А. Дебютный полет машины, которую пилотировал Герой России Николай Куимов, завершен успешно.Событие уже названо прорывным для промышленности всей страны.

Разработчиком нового воздушного судна, произведенного на базе ульяновского «Авиастара», выступил авиационный комплекс имени Ильюшина. Местные авиастроители подчеркивают, что новый Ил-78М-90А – первый, произведенный в постсоветской России топливозаправщик. До 1991 года машины с таким функционалом производили на территории Узбекистана. Новая версия не повторяет старую, а представляет собой уникальную модель.

- С момента распада Советского Союза у нас еще не было машин такого уровня, с точки зрения ее современности, глубины проработки и серийности. Да, на фундаменте наработок конца советского периода Ту-204 вышел в 2000 году, но он, к сожалению, не пошел в массовую серию, потому что к тому времени уже был морально устаревшим. А мы сегодня имеем не модифицированную машину, а абсолютно новую. Возможно, кто-то видел, как садятся Ил-476 или старые машины производства еще ташкентского авиационного предприятия, как они чадят, шумят. Новый самолет приземляется, в отличие от них, плавно и тихо, – рассказал глава Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов.

По его словам, самолет имеет уникальное техническое оснащение, в связи с чем «у него комфортная, мягкая авионика». Гайнетдинов сообщил, что первый полет, несмотря на волнение всех участников мероприятия, прошел успешно, все системы воздушного судна сработали правильно. По мнению г-на Гайнетдинова, для ульяновской промышленности, как и для промышленности всей России, выпуск в серийное производство нового топливозаправщика – настоящий прорыв.

По данным «Авиастар», «прорыв» случился на базе новейшего военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, а при проектировании новой модели использовались современные цифровые технологии.

- Самолет оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлетной тягой. Они соответствуют нормам по уровню шума на местности, а также по эмиссии вредных веществ в атмосферу. Их удельный расход топлива на 12−14% ниже, чем у двигателя Д-30КП, установленного на предыдущие модификации самолетов-топливозаправщиков. Поэтому Ил-78М-90А отличается повышенной дальностью полета и может брать большее количество топлива для заправки самолетов, – сообщили на заводе «Авиастар-СП».

Среди других технических характеристик судна: обновленный пилотажно-навигационный комплекс, который предполагает «стеклянную кабину». Такой подход позволяет сделать полеты более безопасными для экипажа. При этом его можно достаточно быстро переоборудовать в военно-транспортный самолет. По словам изготовителей, сделать это можно даже в условиях аэродрома.

- В перспективе Ил-78М-90А станет основным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации. Он способен производить одновременную заправку двух самолетов фронтовой авиации (типа Су-27/30/34/35, МиГ-29/35). С хвостового агрегата возможна заправка самолетов дальней и специальной авиации. При использовании Ил-78М-90А на земле возможна одновременная заправка до четырех воздушных судов, – рассказывают на «Авиастаре-СП».

В настоящее время за заводе устанавливают поточную линию окончательной сборки военных транспортников Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А. Предприятие будет осуществлять полную сборку обоих самолетов. Одной из важнейших станций на линии станет станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера. Однако на предприятии уверяют, что все процессы автоматизированы, и это позволит сократить время сборки. Контролировать правильность сборки будут с помощью лазерно-оптических измерительных систем.