1 января акцизы на бензин выросли на 50 копеек. Аналогичное увеличение ожидается летом - правительство России одобрило дополнительный рост акцизов с 1 июля. Корреспондент 73online выяснил, какова средняя цена на 92-й и 95-й в Ульяновске и что еще повлияет на стоимость бензина.

Рост в декабре и январское снижение

По данным Ульяновскстата, в конце 2017-го цены на автомобильное топливо показали уверенный рост: за декабрь средняя стоимость 92-го бензина составила 37,56 руб./л (37,12 руб. в ноябре), 95-го – 40,49 руб. (40,09 в ноябре).

– Правительство Ульяновской области и Федеральная антимонопольная служба держат ситуацию с ценами на ГСМ на постоянном контроле, однако вопросы регулирования цен на нефтепродукты относятся к компетенции федерального уровня, – прокомментировал ситуацию директор департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Сергей Ципровский.

В своем ответе эксперт привел свежие данные Ульяновскстата (на момент подготовки материала не опубликованы на официальном сайте), согласно которым за две недели с 25 декабря по 9 января средняя цена бензина АИ-92 в Ульяновске снизилась на 0,09 руб./л, АИ-95 подешевел на 0,01 руб./л.

Мы проехали по заправкам трех крупных федеральных компаний, представленных в нашем городе и сравнили цены. По сравнению с декабрьскими показателями Ульяновскстата, топливо в самом деле стало дешевле.

Самым доступным остается бензин 92-й марки. Литр 92-го и 95-го у конкурентов стоит примерно одинаково. Высокой ценой выделяется «Татнефть», где литр 98-го обойдется ульяновцам в 47 рублей.

Роснефть

АИ-92 – 37,39

АИ-95 – 40,39

АИ-98 – 44,49

Татнефть

АИ-92 – 37,40

АИ-95 – 40,40

АИ-98 – 47,00

Башнефть

АИ-92 – 37,40

АИ-95 – 40,40

АИ-98 – нет данных

Стабильно на лучших и средних позициях

– Практически во всех региональных центрах Приволлжского федерального округа отмечался рост средних потребительских цен на основные виды автомобильного топлива. Темпы роста цен на бензин АИ-92 составили от 0,3% (на 0,10 руб./л) до 1,5% (на 0,55 руб./л) – наибольший рост цен отмечен в Уфе и Оренбурге. Темпы роста на бензин марки АИ-95 – от 0,1% (на 0,04 руб./л) до 1,3% (на 0,52 руб./л), наибольший рост – в Казани и Оренбурге. В Чебоксарах и Перми отмечено снижение уровня цен на 0,4% и 0,5% соответственно, – отметил Ципровский.

Он подчеркнул, что в январе Ульяновск улучшил позиции в рейтинге городов ПФО по двум видам бензина, что произошло благодаря снижению цен в нашем городе и росту – в других региональных центрах. На 9 января Ульяновск в рейтинге стал третьим по АИ-92 (25 декабря мы были на 8 позиции), по АИ-95 – четвертым (было 7 место), по дизтопливу – пятым (аналогично – 7 место). Первые места в этом топе у городов с наименьшей стоимостью топлива.

Больше года, заметил Ципровский, Ульяновск занимает лучшие и средние позиции по уровню средних потребительских цен среди 14 региональных центров ПФО.

«Загадка без ответа»

Рост цен на бензин стабильно вызывает много вопросов, обсуждений и недовольства среди автолюбителей. Не обошлось без ответа со стороны интернет-сообщества и в этот раз: обсмеивать ситуацию с повышением цен пользователи тематических форумов и групп в соцсетях начали еще с декабря. На популярном ресурсе «Ответы.Mail» примерно половина вопросов, связанных с ГСМ, посвящена поиску причин подорожания бензина.

Водители и сочувствующие смеются над тем, что стоимость бензина повышается независимо, на их взгляд, от цен на нефть. Наиболее популярными шутками стали «На сколько вырастет бензин, если нефть станет бесплатной», «Потому что стабильность», «Когда увидел цены на бензин», «Помним, скорбим…» (о ценах на ГСМ 10-летней давности).

Эксперты относятся к вопросу подорожания топлива более серьезно. На формирование конечной цены бензина влияет множество факторов, и для увеличения стоимости 92-го или 95-го достаточно того, чтобы подорожала любая из составляющих.

– Стоимость топлива складывается, в первую очередь, из стоимости самой нефти. Но её нужно сначала разведать, создать инфраструктуру для добычи, а потом добыть, – пояснил советник президента ГК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. – Затем её нужно доставить к месту переработки, то есть транспортные расходы. Затем нефть перерабатывается в различные виды продукции, включая топливо, а это – расходы переработчиков, кроме того, у них должна быть прибыль. После этого топливо поступает на АЗС, у которых есть свои расходы, и которые также не могут работать без прибыли. Наконец, на всех этапах есть фискальная нагрузка, различные налоги и сборы, которые тоже определяют стоимость топлива.

Налоги на этапе формирования потребительской цены топлива занимают до 60%, подчеркнул Сергей Ципровский. По его словам, акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – обязательные платежи государству всех компаний, разрабатывающих недра. На стоимость влияет и наличие нефтеперерабатывающих заводов на территории региона. Поэтому в Ульяновской области цены на ГСМ могут быть выше чем, к примеру, в Татарстане.

– Различные повышения в экономике происходят практически постоянно, так что не стоит удивляться тому, что цена литра бензина или дизтоплива растёт, – советует Ярослав Кабаков. – Понятно, что конкуренция влияет, но если, к примеру, налог или акциз вводится, то он вводится для всех участников данного рынка.

Разницу в цене топлива эксперт объясняет разными экономическими моделями: кто-то приобретает более дешевую нефть или заключает более выгодный договор с поставщиками, кто-то владеет сетью собственных АЗС и отпускает ей топливо по невысокой цене.

Ципровский, объясняя возможные причины подорожания ГСМ, отметил также остановку одной из главных установок и сокращение отгрузки топлива на Московском нефтеперерабатывающем заводе – об этом говорят участники рынка. Поскольку в Ульяновске нет нефтеперерабатывающих заводов, изменение оптовых цен на предприятиях в других регионах влияет на нас.

– Составить объективный прогноз цен на бензин в 2018 году достаточно сложно, ввиду огромного количества факторов, влияющих на ценообразование в этой отрасли, – заключил Сергей Ципровский.

Ярослав Кабаков не исключает возможности изменения стоимости топлива в этом году, рекомендуя автолюбителям либо привыкать к складывающимся условиям, либо искать вариант покупки ГСМ дешевле:

– Вероятно, уровень фискальной нагрузки не изменится до конца года, а вот, например, стоимость товаров и услуг, который используют в отрасли, стоимость заёмных средств, курсы основных валют могут измениться, что может повлиять на цену литра. Конкуренция в отрасли, как и её регулирование, сохранятся в наступившем году, что также будет влиять на цены, но отнюдь не гарантирует, что они останутся неизменными и цена литра топлива останется такой же, как и в начале года.

Скрины: wroom.ru, otvet.mail.ru, club-picanto.ru, maxpark.com