Сегодня в Законодательном собрании региона решится вопрос о так называемом «зеленом щите» - быть или не быть специально охраняемым лесопарковым зонам вдоль границ города.

Соответствующий федеральный закон, инициированный Общероссийским народным фронтом и подписанный в июле прошлого года президентом Владимиром Путиным, вступил в действие 1 января 2017 года. Новые нормы, говоря языком официальным, предусматривают появление (прежде всего, вокруг крупных городов) единой экологически эффективной зоны, которая может быть создана через установление особого природоохранного режима на территориях, занятых лесами, водными и иными природными объектами.

Есть вопросы

В переводе на человеческий это звучит примерно так: выделить вокруг мегаполиса солидные земельные участки и наделить их особым статусом – чтоб нельзя на них было ни копать, ни наваливать, ни ломать, ни строить, а лишь только лес растить или пруды разбивать.

Идея, на первый взгляд, сугубо замечательная и благая, но, как оказывается, не бесспорная. Заинтересованные стороны уже задают вопросы и высказывают сомнения. Например, не станет ли лесопарковый барьер фактором, сдерживающим развитие Ульяновска? Не возникнут ли затяжные конфликты мэрии с собственниками земель, оказавшихся частью экологического кольца? Однако, наблюдая за той поспешностью, с которой новая законодательная инициатива несется по инстанциям, мало у кого есть сомнения, что сегодня она будет принята. Ну, а потом, как водится, разберемся...

10 фактов о «зеленом» щите

В распоряжении редакции оказался пакет документов, который сегодня ляжет на столы региональных законодателей. Предлагаем вашему вниманию основные положения и факты, содержащиеся в этой многостраничной подборке.

1. Площадь лесопаркового зелёного пояса - 5829 гектаров.

2. Размер пояса вычислен на основании данных реестра объектов зелёного фонда парков и скверов Ульяновска с учётом данных (это важно!!!) старого Генерального плана города, а также площади прилегающих к городской черте лесов.

3. Постановление, которое (скорее всего) будет принято сегодня, не повлечет за собой автоматического начала работ по созданию лесопарковых зон – оно лишь узаконит проведенные расчеты и запустит процедуру по переоформлению статуса земель.

4. Индекс загрязнения атмосферного (ИЗА) воздуха в Ульяновске – 9. По мнению авторов документа, это много, но на самом деле не слишком - очень высоким уровнем загрязнения воздуха считается ИЗА, равный или превышающий 14.

5. Участок не будут включен в создаваемую лесопарковую зону если:

✓ попадает под ограничения, связанные с недропользованием (он указан в лицензии на пользование недрами, в отношении него принято решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования участком недр и т.п.);

✓ он загрязнен и на нем наличествуют отходы производства и потребления, нарушения почвенного покрова;

✓ на участке расположены земельные участки, зарезервированные для государственных или муниципальных нужд;

✓ в отношении участка или его части заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории;

✓ участок предназначается для размещения объектов федерального, регионального и местного значения (или если начата подготовка соответствующих документов).

6. На территории лесопарковой зоны можно:

✓ заниматься природоохранной деятельностью;

✓ проводить научные исследования;

✓ вести эколого-просветительскую работу и развивать туризм.

7. На территории лесопарковой зоны нельзя:

✓ использовать токсичные химические препараты, в том числе в целях охраны и защиты лесов, пестициды, агрохимикаты, радиоактивные вещества;

✓ размещать отходы производства и потребления I - III классов опасности;

✓ размещать объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду;

✓ создавать объекты, не связанные с созданием объектов лесной инфраструктуры, для переработки древесины;

✓ разрабатывать месторождения полезных ископаемых, за исключением минвод и лечебных грязей;

✓ создавать объекты капитального строительства (кроме гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий, других линейных объектов, объектов здравоохранения, образования, туризма, спорта и объектов для осуществления рекреационной деятельности);

✓ строить животноводческие и птицеводческие комплексы и фермы, устраивать навозохранилища, скотомогильники, размещать склады ядохимикатов и минеральных удобрений.

8. Администрация города совместно с правительством должна определить границы «щита» за 180 дней. Всего предстоит оформить 453 участка. Учитывая скорость работы чиновников по оформлению, например, уачстков для многодетных, с трудом верится, что власти уложатся в назначенные сроки без привлечения дополнительных ресурсов (субподрядчиков, формирования дополнительных отделов)

9. Права собственности, землепользования и аренды участков не пересматриваются.

10. Изменить границы зоны нельзя. Но если очень хочется, то можно – в этом случае нужно компенсировать выбывшие участки новыми, аналогичными по площади. Если участки исключаются под строительства, то лица, осуществляющее строительство, будут обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, соразмерной исключаемой, на территории Ульяновской области.

Инициатива, обреченная на успех

После изучения документации сомнения в том, что сегодня будет принято положительное решение, развеиваются окончательно. Так как отклонить ходатайство можно лишь по четырем причинам, причем весьма «трудновыполнимым»:

1) документ не соответствует Федеральному закону об охране окружающей среды;

2) лесопарковая зона уже создана или документы об этом уже рассматриваются;

3) территории лесопарковой зоны входят в состав лесопарковой зоны другого муниципалитета;

4) муниципалитет планирует увеличение лесов и зеленых насаждений на 5% и более в течение трех лет (наш не планирует).

Не взбунтуются ли лендлорды?

Чуть ранее, 28 ноября, в аграрном комитете ЗСО уже обсуждали «зеленый» пояс – тогда свои серьезные опасения относительно проекта озвучило управление городской архитектуры в лице заместителя руководителя Игоря Ганненкова.

Большая доля «поясных» земель принадлежат структурам, аффилированным с крупным самарским девелопером Алексеем Шаповаловым (ГК «СДМ») и уже давно добивающимся их перевода в зону под индивидуальное жилое строительство. Теперь же планы бизнеса оказываются под угрозой. Кроме того, "пояс" может препятствовать развитию промышленных зон, строительству ветропарков, расширению Тепличного, созданию новых полигонов ТБО, да сельское хозяйство, судя по ограничениям на использование химикатов, также вести нельзя.

Также чиновник посетовал, что «зеленая броня» выковывается в соответствии со старым Генпланом – вот-вот будет принят новый, и как их тогда сращивать между собой? Тем более денег на это в бюджете нет.

Для ответов на эти вопросы было решено создать рабочую группу. По всей видимости, они таки найдены и уже сегодня будут озвучены в стенах областного парламента.

Урбанистам – нет!

Впрочем, ключевых профильных специалистов потенциальный конфликт двух документов не только не смущает, но даже радует. Так, глава регионального управления Росприроднадзора Александр Каплин считает, что из-за появления лесопаркового пояса разработчики Генплана (т.н. питерские урбанисты) будут вынуждены скорректировать свой проект, в котором на данный момент предусматривается количество зелени в 5 раз меньше, чем сейчас – сплошное стекло и бетон.

Аналогичной точки зрения придерживается и председатель Общественной палаты Александр Чепухин. Не удорожает ли Генплан в связи со сменой технического задания и не будет ли контракт на его разработку и вовсе расторгнут (т.е. не останется ли город вовсе без Генплана)?

Об этом господа Каплин и Чепухин не высказались.

Кто за этим стоит?

Возникнувшая как черт из табакерки тема «зеленого» щита так впечатлила местных конспирологов, что они тут же зафонтанировали идеями.

По одной из версий, за стремительным развитием событий стоят депутаты Виктор Антипов (председатель комитета) и Геннадий Антонцев (активно выступает «за»), которые озаботились своими электоральными перспективами в следующем году.

На самом деле все гораздо прозаичнее: проект очень продвигается Общероссийским народным фронтом по всей стране – даже есть рейтинг, в котором фронтовики ставят оценки регионам в зависимости от их успехов или неудач в этом направлении.

Согласно его критериям, субъекты РФ, которые до конца года не предпримут ничего, получат двойки; оценку «удовлетворительно» получат те, которые отправят ходатайство в свои общественные палаты. Хорошистами станут переправившие документы из палат в областные парламенты. Ну а те, кто до 31 января успеют все оформить в ЗСО, получат пятерки.

Последний звоночек от ОНФ прозвучал 13 октября, а уже на 18 были назначены публичные слушания в Общественной палате Ульяновской области. Очевидно, "фронтовикам" в Год экологии, объявленным Президентом, хочется как можно больше регионов "одеть" в зеленые пояса. Будет, чем отчитаться перед Путиным.

Не повлияет ли погоня за оценками на качество принимаемых постановлений? Начнем узнавать уже сегодня.