Одним из самых ярких спикеров прошедшего в Ульяновске Форума операторов социального питания стал руководитель проектного офиса Ассоциации «ЦФО» по вопросам развития системы внутренней продовольственной помощи, президент Агрологистического союза, эксперт федерального штаба ОНФ Андрей Плышевский.

По окончании пленарного заседания он любезно согласился ответить на наши вопросы и прояснить суть процессов, происходящих в этой важнейшей сфере.

- Андрей Викторович, каковы ваши впечатления от прошедшего форума?

- Это уникальное и очень важное событие для молодой, только начинающей формироваться отрасли социального питания. Форум привлек внимание федеральных экспертов и властей – участие членов Совета Федерации, председателей двух важнейших комитетов – по бюджету Сергея Рябухина, и по социальным вопросам – Валерия Рязанского, очень высоко подняло планку мероприятия.

Вопрос важнейший, и название форума, упоминающее национальную безопасность – это не преувеличение, а реальное содержание дискуссии. Социальное питание – это очень важная и, можно сказать, деликатная услуга, оказываемая миллионам россиян. Это вопрос здоровья и развития подрастающего поколения, социальной удовлетворенности их родителей. Это огромные деньги как государственного бюджета, так и граждан – они должны использоваться рационально и эффективно. Это новые возможности для бизнеса и для агробизнеса в частности – позволяет обеспечить для них сбыт продукции. И так далее – смыслы можно перечислять еще очень долго. По моему мнению, на этом форуме был сделан серьезный шаг в правильном направлении – мы приблизились к созданию федеральной системы социального питания.

Как вы оцениваете опыт нашего региона?

– Очень высоко. Я, как эксперт, занимаюсь соцпитанием с 2004 года. Опыт Ульяновской области, наверное, сейчас в России является одним из самых передовых, наряду с несколькими другими регионами – это Санкт-Петербург, Москва, Вологда. Но в Ульяновске сбалансированно вырабатывают красивую цельную политику: соцпитание – это отрасль, и, как в любой другой, в ней должна быть своя стратегическая линия. Отрадно с этим работать. Везде говорю, что один из лучших опытов – это опыт Ульяновской области. Есть, конечно, недостатки, но они связаны с тем, что эти регионы – первопроходцы, а первопроходцам всегда тяжело.

В адрес Вологодской и Ульяновской областей прозвучали претензии со стороны влиятельных общественных организаций, касающиеся именно их нововведений в сфере социального питания. Как вы к этому относитесь?

– В принципе, это очень хорошо, что возникают вопросы и даже претензии. Это означает, что опыт стал заметен, привлек к себе внимание. Начинается дискуссия, которая, как говорится, помогает отделить котлеты от мух и наоборот. Есть ли проблемы в сфере соцпитания? Да, огромные! Существуют ли картельные сговоры? Еще как – например, в Кировской области, в Пермском крае. Во Владимире можно вести речь о недобросовестных закупках, там одним из ведущих поставщиков является некий МУП и очевидны договоренности между участниками рынка, в результате которых существенно страдает качество. С этим надо бороться. Но при этом нужны и конструктивные предложения. Одна из важнейших тем форума – необходимость баланса между ценой и качеством услуги социального питания. Существующая система практически полностью заточена на снижение цены – кстати, прозвучавшие претензии имеют в основе именно этот принцип - и это неправильно. Ведь в результате у нас появляются, например, строительные компании, которые ничтоже сумняшеся начинают кормить детей. Это нонсенс! Смогли бы они с тем же успехом оказывать медицинские услуги? Конечно, нет, есть объективный профессиональный барьер. Подобные барьеры необходимо создавать и в социальном питании. И в этом как раз можно положиться на опыт Ульяновской области. На самом деле здесь нет никакого картельного сговора. Есть несколько операторов, которые, как может показаться на первый взгляд, вроде бы поделили рынок и полностью его заняли. На самом деле это не так. В первую очередь, создана ассоциация участников – как любая ассоциация, она весь рынок закрыть не может. Ассоциация создана для того, чтобы выработать единые стандарты качества услуги. Профессиональные стандарты, если хотите. В Вологде появился уполномоченный склад, который осуществляет закупку продуктов и их распределение. С одной стороны, появилось новое звено – по мнению некоторых, излишнее. С другой – одно это звено ликвидировало огромные посреднические цепочки, которые мало того, что задирали цены, так еще и «сплавляли» некачественный товар без всякого контроля. Думаю, что озвученные претензии, о которых вы спрашиваете, возникают просто от недостаточной осведомленности. А еще – от несовершенного законодательства, которое, по общему мнению участников форума, необходимо менять.

Есть ли еще какие-либо преимущества от создания ассоциаций социального питания, подобных ульяновской?

– Уже только то, что вырабатываются единые стандарты, является колоссальной пользой. Ведь на сегодняшний момент в Российской Федерации существует только два вида стандартов – стандарты национальные и так называемые стандарты предприятия. А через подобные ассоциации мы получаем возможность создавать очень нужные отраслевые стандарты. Форма, с одной стороны, очень открытая, демократичная – каждый может включиться в эту работу, а с другой - довольно жесткая, потому что собираются вместе реальные профессионалы-практики. И на выходе мы получаем стандарты, полностью соответствующие реалиям дня сегодняшнего, соответствующие региональным особенностям. По этому пути пошла ульяновская Ассоциация, и сделала совершенно правильно – в рамках действующей законодательной базы о саморегулируемых организациях. Достигнут главный результат: цена перестала быть единственным решающим фактором. Качеству уделено то внимание, которого этот вопрос заслуживает.

Как это сказывается на работе операторов социального питания?

– Любой оператор, заходя на рынок, не просто говорит о некой минимальной и максимальной цене. Прежде, чем зайти на рынок, он должен изучить местные региональные стандарты и особенности – они существуют в каждом регионе – и после этого идти на конкурс. Таким образом, уже на первом этапе отсеиваются недобросовестные участники, которые фактически не способны соответствовать стандартам в силу отсутствия персонала, оборудования и т.д. «Фирмы-молотки» не проходят! Во многих регионах, к сожалению, происходит иначе: выигрывают компании, у которых нет ничего, кроме письменного стола для гендиректора. В конкурсе она дает минимальные цены, после начинает либо приходить к участникам рынка и брать их к себе на субподряд, либо – это самый распространённый случай – начинает, грубо говоря, тренироваться на людях. На школьниках, студентах и больных. Это совершенно недопустимо!

Вы говорите о необходимости изменений федерального законодательства. Это реально?

– Если об этом начинают говорить два председателя профильных комитетов Совета Федерации, то, конечно, реально. Хотя нормативная база и сегодня позволяет учитывать стандарты предприятий и стандарты отрасли при проведении конкурса. Вопрос в первую очередь в желании региональных властей. Но есть серьезный сдерживающий фактор – регионы боятся двигаться в этом направлении, потому что рискуют быть обвиненными в коррупции. Изменения в федеральном законодательстве избавили бы их от этого страха, и процесс пошел бы гораздо быстрее. Необходим закон, который просто исключает двойные толкования и обеспечивает главное – баланс между ценой и качеством.