Любопытство, доверчивость и неосторожность – отличные поводы для встречи с мошенниками. Защитить сбережения от злоумышленников помогут бдительность, осторожность и, конечно, рекомендации экспертов 73онлайн.

Мошенники умело проникают в привычную жизнь людей, в преступных целях манипулируют действиями, которые, как правило, выполняются «на автомате» – например, проверка электронной почты, чтение и ответ на SMS, интернет-покупки с оплатой банковскими картами. Злоумышленники изобретательны и идут в ногу со временем, а иногда и опережают его.

«Ловкость рук и никакого мошенства» – крылатая фраза карманного воришки из фильма «Путевка в жизнь» с развитием современных технологий приобрела безграничное значение. Сегодня залезть в карман можно без рук. Удаленно.

На официальной странице Банка России в социальной сети Facebook во время «прямой линии» заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации ЦБ РФ Артем Сычев рассказал о распространенных фактах мошенничества, принимаемых мерах и «правилах кибергигиены», соблюдение которых позволит сохранить сбережения.

Получите важное письмо, или ваша карта заблокирована

«Срочно», «Важно», «Выгодно», «Для работы» – на почту и в мессенджеры так и летят послания с файлами и ссылками от отправителей, которые представляются финансовыми компаниями, операторами услуг, госструктурами и общеизвестными организациями. Открывая сомнительные файлы или переходя по неизвестным ссылкам, пользователь сам предоставляет киберпреступникам доступ к своим деньгам. На устройство загружается вредоносная программа, с помощью которой воруются логин и пароль от онлайн-банка, а вирус, оказавшийся в телефоне, позволяет получить мошенникам и код подтверждения.

Справка 73онлайн: в 2016 году из каждого миллиона рублей, переведенного с карт, в руки мошенников попал 21 рубль, в 2015 году – 28 рублей.

Популярнейший способ финансового мошенничества – рассылка SMS с текстом «Ваша банковская карта заблокирована» и номером телефона якобы службы безопасности, с которой нужно срочно связаться. Единственный номер, по которому в таком случае нужно звонить, – не тот, что написан в SMS. Информацию о блокировке следует проверять только по официальному телефону, указанному на банковской карте. Если сведения из SMS не подтвердились, а следовательно, сообщение оказалось ложным (таких случаев – 99%), обязательно следует сообщить оператору колл-центра о попытке мошенничества.

Как сообщил начальник пресс-службы УМВД России по Ульяновской области Алексей Рыжов, за 10 месяцев 2017 года в регионе зафиксировано 646 фактов финансового мошенничества, связанных с использованием мобильной связи и Интернета. Один из распространенных способов хищения – как раз через «блокировку» карты. Во время звонка по указанному в сообщении номеру у держателя выясняют личную информацию и снимают денежные средства.

Липовый интернет-магазин

Хитрые манипуляции по подделке известных брендов знакомы всем. Не придающий особого значения мелочам в начертании рядовой пользователь в названии сайтов с отличием в одну букву или, например, с заменой буквы О на ноль разницы не заметит. И, совершив онлайн-покупку на интернет-ресурсе двойника, безвозвратно потеряет деньги и не получит товар.

Справка 73онлайн: в 2016 году при содействии ЦБ закрыто 1600 сайтов-двойников, выманивающих деньги у владельцев банковских карт.

Существуют и липовые сайты финансовых компаний. Граждан убеждают в выгодных инвестициях и предлагают внести деньги на счет в личном кабинете, после чего вместо обогащения наступает разорение. Нередки случаи, когда мошенники представляются сотрудниками государственных структур, говорят, что вам положены компенсация или выплата. За оплату незначительной пошлины или подоходного налога обещают перевести деньги на счет. Естественно, никакого перевода не будет, а своих средств вы лишитесь.

Жертвы мошенников

Наиболее уязвимая «целевая аудитория» злоумышленников – пожилые люди, которым кибермошенники шлют ложную информацию о том, что родственник попал в беду или о поступлении на счет денег, за получение которых нужно заплатить процент. Как подчеркивает Артем Сычев, при получении подобных сообщений от незнакомцев лучше сначала позвонить родным и близким, чтобы посоветоваться.

Впрочем, люди помоложе тоже нередко становятся жертвами аферистов.

Вектор атак злоумышленников в последнее время сместился на граждан в возрасте до 40 лет. Они активно пользуются информационными технологиями, не вникая в механизмы работы, и излишне им доверяют, – поясняет Артем Сычев. – Но удобствам дистанционных финансовых сервисов сопутствуют определенные риски. Поэтому нужно знать и соблюдать «правила кибергигиены»: устанавливать и регулярно обновлять антивирусные программы, не открывать подозрительные сообщения, проверять, какое программное обеспечение загружаем, на какие сайты заходим. Тогда можно говорить о безопасном использовании информационных финансовых технологий.

Случаи из жизни

Ровно год назад более 1700 адресатов получили письмо от имени известного в городе человека – главного редактора «Ульяновской правды» Ирины Арановской с просьбой помочь деньгами тяжелобольной племяннице Ксюше. Об этой истории в свое время информировал портал 1ul.ru.

Мне поступило несколько телефонных звонков от знакомых, которые спрашивали, что случилось с моей племянницей Ксюшей, насколько тяжело ее состояние. С удивлением отвечала, что у меня нет племянницы с таким именем. Выяснилось, что взломали мой электронный почтовый ящик и с него осуществили массовую рассылку с просьбой о помощи и ссылкой на сайт, где очень правдоподобно и слезно описывалась сложная жизненная ситуация, в которую попала моя «родственница». Как водится, там были указаны реквизиты для перевода денег, – рассказала Ирина Арановская.

С интернет-аферистами столкнулся и ульяновский журналист Евгений Карманов, которому во «ВКонтакте» пришло сообщение от имени двоюродной сестры с просьбой выкупить подарок для племянницы в интернет-магазине. Все персонажи были реальными, но бдительный Евгений на всякий случай перезвонил, и выяснилось, что родственница сообщения не отправляла.

Насколько защищены банковские карты?

Эксперты уверяют, что если проявлять элементарную бдительность, вероятность потерять деньги с банковской карты очень мала. Но что делать, если мошенники уже добрались до вашего счета?

-Если деньги с карты все же похитили, согласно закону о национальной платежной системе банк обязан вернуть клиенту деньги. Отказаться возвращать их банк может в том случае, если докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа. Например, хранил ПИН-код вместе с картой или сам сообщил злоумышленникам свои данные,– пояснили"Комсомольской правде" в пресс-службе Банка России.

Сегодня распространены карты с бесконтактной технологией, когда не требуется вводить ПИН-код. Специалисты утверждают, что «вероятность снятия средств при помощи специальных технических устройств невелика, максимальная сумма списания с карты без ПИН-кода – 1000 рублей. Для злоумышленников подобные транзакции просто невыгодны. Технология оплаты через мобильный телефон еще более защищена, потому что оплата происходит по отпечатку пальца владельца карты. Считать эту информацию невозможно».

Рекомендации экспертов: как обезопасить свои деньги?

  • Лучше снимать наличные только в офисах банков, особенно если у вас карта без чипа (таких на руках осталось немного, ЦБ обязал все банки выпускать чипованные карты).
  • В контакты мобильного телефона обязательно добавьте официальный номер банка. В случае утраты карты ее можно быстро заблокировать.
  • Нигде не указывайте ПИН-код вашей карты. Держите его в памяти или запишите на бумаге и храните дома.
  • Установите SMS-оповещение, чтобы держать все под контролем.
  • Не переходите по ссылкам и не открывайте файлы, присланные в сообщениях по электронной почте от неизвестных людей.
  • Используйте для покупок в Интернете отдельную карту с минимальной суммой на счете.
  • При оплате товаров онлайн пользуйтесь проверенными сайтами. Строка браузера должна начинаться с https://, где «s» обозначает защищенный канал связи.

Фото: pixabay.com