Это визит стал уже четвёртым за 2017 год. Теперь специалисты Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO) полностью изучили и оценили производственный цикл автозавода для того, чтобы разработать рекомендации по повышению качества продукции.

История взаимовыгодных деловых отношений автозавода и ROTOBO началась в 2016 году на самом высоком уровне. Документы о различных совместных программах были подписаны во время визита Президента России Владимира Путина в Японию. Затем Минпромторг РФ при участии региональное правительства отобрал в рамках российско-японского Меморандума о сотрудничестве сразу 6 ульяновских предприятий. Всего же рекомендовали японцам 12 российских компаний. Координатор Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами Котаро Ватанабэ пояснил, что в список попали самые высокотехнологичные и интересные предприятия, включая УАЗ. Завод принимает участие в инициативах «Диагностика производительности российских предприятий» и «Подготовка кадров в смежных отраслях».

Первый визит японских специалистов ROTOBO состоялся 27 февраля 2017 года, но на УАЗе давно знают о японском опыте бережливого производства и активно и успешно внедряют его. Вот что нам рассказал руководитель производства сборки и сдачи автомобилей автозавода Олег Жуков.

- Сотрудничество оцениваю очень положительно. Мы получили важный анализ работы систем автозавода. Отмечу, что ещё с 2007 года у нас идёт внедрение различных элементов японской системы непрерывного повышения качества продукции. Создана система подачи предложений по улучшениям производственных процессов — кайдзен. Мы также провели реструктуризацию процессов доставки комплектующих на производство по системе «Точно в срок» — канбан. Для чего это нужно? Система позволяет избежать накапливания лишних запасов на производстве и обнаружить скрытые дефекты. Два года назад УАЗ внедрил элементы производственной системы Toyota, провёл реинжиниринг производственных процессов, стандартизировал работы и операции. Итоговый эффект направлен на повышение качества и снижение издержек предприятия. По результатам реализации проекта системы Toyota в минувшем году мы в полтора раза снизили количество гарантийных дефектов.

На автозаводе рассказали, что только в 2016 году сотрудники подали более 3700 (!) кайдзен-предложений. Это значительно увеличило эргономику, безопасность и эффективность производства. Впечатляет и другая статистика: экономический эффект от внедрения кайдзен-предложений составил более 47 миллионов рублей.

Координатор ROTOBO Котаро Ватанабэ также положительно отозвался о сотрудничестве с ульяновцами.

- Наша цель, чтобы на УАЗе научились делать автомобили ещё более высокого качества, чтобы работники трудились с большей отдачей, а процессы на производстве не занимали много времени. В прошлый визит мы просили автозавод, чтобы различные данные по производству подавались в более понятном виде. УАЗ в этом направлении уже много сделал, мы впечатлены результатами. В марте 2018 года мы должны закончить работу, но готовы продолжить, если будут договорённости, прямо с апреля. Надеемся опыт приживётся в России. Замечу, что ROTOBO не пытается внедрить практики и философию отдельных японских компаний, например, Toyota, исследовательского института Номура или фирмы Ogihara, которая делает штампы для прессов. Мы передаём многолетний опыт японского производства в целом. Представители Toyota среди прочего в этот раз отметили следующие изменения на УАЗе с момента начала работы по совместным программам: «Разделены линии сборки легковых и грузовых автомобилей, что значительно повысило их операционную готовность. Это приблизило вашу сборочную линию к лучшим стандартам автомобильной отрасли».

Господин Ватанабэ рассказал нам, что в будущем году на УАЗе опробуют ещё одну систему из Страны восходящего солнца. Это «Андон» (в переводе с японского «лампа») – особая система информирования, средство информационного управления, которое даёт преставление о текущем состоянии хода производства, а также при необходимости создает визуальное и звуковое предупреждение о возникновении дефекта. Это один из главных инструментов в реализации принципа организации производства под названием «дзидзока» – остановка процесса ради улучшения качества. Это могут быть цветные лампы, табло или мониторы. В планах автозавода привязать систему «Андон» к специальному приложению на базе Android для оперативного уведомления о проблеме, возникшей на этапе сборки кузовов. На автозаводе сообщили, что предприятие планирует модернизировать прессовое производство и штамповую оснастку, что улучшит показатели геометрии кузова. Будет продолжена реновация производственных фондов.

Специалисты ROTOBO посетили также другие наши предприятия-участники проекта –Димитровградский пружинный завод, Димитровградский завод алюминиевого литья, ООО «Автосвет», ООО «Автопартнер» и ООО «Рекардо». По словам Котаро Ватанабэ, хорошее впечатление от уровня производства у его коллег оставили ещё фирмы «Улпласт» и «Форш».

Алексей Зимин

фото: пресс-служба ООО «УАЗ»