Следственное управление СК РФ по Ульяновской области обвинило в махинациях бывшего генерального директора ООО «КПД-1» Владимира Журавлева, который скрыл от принудительного взыскания более 17 миллионов рублей. Топ-менеджер рассчитывался с контрагентами через третьи фирмы, минуя счет собственного предприятия.

Зачем гендиректор ульяновского «Комбината панельного домостроения 1» выводил средства из активов своего предприятия? Почему комбинат ищет спасения в банкротстве? В драматичной истории гибели одного из старейших строительных предприятий Ульяновска оказались замешаны экс-президент США и самарский авторитет, заокеанские и российские спецслужбы и даже международная мафиозная группировка «Братский круг».

Что такое КПД-1?

Ульяновский «Комбинат панельного домостроения – 1» начал работу в далеком 1962 году. За более чем полвека предприятие построило в Ульяновске множество жилых домов, отличительной чертой которых являлся небесно-голубой цвет.

Современные объекты кампании его сохранили – на улицах и проспектах Карбышева, Шигаева, Ефремова, Кузоватовской, Рябикова, Гая, Хо Ши Мина, в жилых комплексах «Заря» и «Репино» - в северной части Ленинского района (улица Панорамная).

В нулевые годы ООО "КПД-1" (учредитель 100% ООО "Троя", которое в свою очередь создано Александром Буковым - 94% и Эдуардом Валитовым - 6%) утратило лидирующие позиции на ульяновском строительном рынке, но все изменилось в 2010 году, когда менеджмент компании нашел богатого и щедрого партнера – самарское ОАО «Волга-Кредит Банк». С кредитной организацией, которая позже получила скандальную известность, заключили соглашение о кредитовании. Самарцы давали деньги - ульяновцы строили, прибыль делили. Схема оказалась настолько успешной, что позволила ООО «КПД-1» не только начать несколько новых проектов в Ульяновске, но и выйти за границы региона.

Что такое «Волга-Кредит Банк»?

В 2007 году международная финансовая группа «Конверсбанк» продала свою долю акций (19,9%) ОАО «ВКБ» самарскому предпринимателю Александру Мануйлову. Вскоре он взял банк под полный контроль. В разное время его доля акций колебалась от 30 до 50%, причем остальные ценные бумаги были распределены среди его доверенных лиц и подконтрольных организаций (у ОАО "ВКБ" было 14 учредителей). Мануйлову удалось обеспечить взрывное развитие средненькой прежде кредитной организации. Банк «Волга-Кредит» зашел не только в Ульяновскую область, но и в Татарстан, в 2011 году показав рекордную для себя прибыль – более чем 38 млн рублей.

Но вот 2012 год принес «ВКБ» катастрофу. В феврале президент США Барак Обама подписал распоряжение N13581 о введении санкций против четырех транснациональных преступных группировок, представляющих угрозу нацбезопасности США. В документе фигурировали итальянская каморра, японская якудза, мексиканские группировки «Лос-Сетас» и MS-13, плюс некая организация граждан бывшего СССР «Братский круг» (скорее всего, так американские эксперты перевели русское слово «братва»). Среди них оказалось имя поволжского банкира Александра Мануйлова, известного американскому Минюсту, как Саша Самарский.

Пресс-релиз Министерства финансов США от 23 февраля 2012 года с поименным перечислением членов "Братского круга":

Что такое «Братский круг»?

По информации американских спецслужб, каждый участник пост-советской транснациональной группировки выполнял в организации свою функцию. Например, известный певец Григорий Лепс, якобы, занимался перевозкой наличных средств под прикрытием гастролей. Роль Александра Мануйлова, по мнению американцев, заключалась в отмывании денег. Для этого он и прикупил ОАО «Волга-Кредит Банк», причем средства на это ему, по одной из версий, дал лично патриарх российского уголовного мира Дед Хасан, застреленный позже в Москве.

После появления информации о «Братском круге» очнулись российские спецслужбы и начали действовать решительно и жестко. В 2014 году в отношении ОАО «ВКБ» завели расследование, на которое руководство банка отреагировало выводом со счетов средств. Александр Хинштейн, который тогда был депутатом Госдумы от Самарской области, а сегодня связан с Росгвардией, говорил о почти полутора миллиардах воровства. В 2015 году следствие завершилось и от успешного банка остались головешки - председатель правления Татьяна Ерилкина осуждена на 5,5 лет, а Саша Самарский растворился в неизвестности.

В этот момент долги ульяновского ООО «КПД-1» только перед налоговой составляли 73 миллиона рублей. Брать кредиты стало не у кого. Генеральный директор компании Владимир Журавлев, по версии следствия, с августа по ноябрь 2015 года занимался тем, что выводил средства фирмы через третьих лиц, чтобы рассчитаться с партнерами и сохранить фирму. Ему удалось «вытащить» из-под принудительного взыскания 17 миллионов, но это лишь та сумма, которую смогло доказать следствие. Пикантная деталь – в основном это деньги, которые КПД-1 задолжало Пенсионному фонду.

Предприятие пытались продать за 1,2 миллиарда рублей, выставив на площадке Российского аукционного дома, но желающих не нашлось. В мае 2016 года группа компаний «КПД-1» стала банкротить сама себя: ООО «Торговый дом «КПД-1» подал иск на «родительское» ООО «КПД-1», которое формально задолжало «дочке» 3,3 миллиона рублей. Областной арбитраж иск поддержал и год назад объявил ответчика банкротом. Сейчас на предприятии введено внешнее управление.

Может быть, именно поэтому сегодня договоры долевого участия от имени этой компании заключает некая "Средневолжская строительная компания"? Примеры документов - на официальном сайте КПД-1.

В то же время ульяновские следователи начали расследование в отношении Владимира Журавлева, которое вскоре может привести его на скамью подсудимых в Засвияжском суде. По словам старшего помощника руководителя Следственного управления СК по Ульяновской области Александра Сорокина, обвиняемый свою вину признает и охотно сотрудничает со следствием.

Максим Кузнецов.