Подведение итогов конкурса на получение грантов Президента России принесло неожиданные результаты. Ульяновские НКО подали более 60 заявок, но деньги от главы государства получили только семь некоммерческих организаций региона. Причем, сразу два проекта-победителя оказались спортивного направления, а разработаны при участии одного человека – президента Олимпийского совета региона Олега Калмыкова. Более 3.5 млн рублей он намерен направить на проведение в Ульяновске сразу двух фестивалей – для незрячих дзюдоистов и для укрепления олимпийского единства России и Китая.
По уставу должен фестивалить
- Победили, потому что проблемы спорта многих волнуют! У нас в Олимпийском совете кипит жизнь - мы действительно стали общественной площадкой для обсуждения различных вопросов. Даже представитель Олимпийского комитета России, когда приехал в Ульяновск для встречи с руководителем нашего спортивного ведомства, попрекнул, что, мол, мы начали исполнять функции, которые относятся к компетенции органа исполнительной власти в сфере физкультуры и спорта. А лучшей похвалы и не придумать! Наши функции – это лишь пропаганда идей олимпизма и спорта, но получается, что теперь занимаемся решением и государственных задач.
По уставу я фестивалить должен! Желания подменять министерство нет. Есть желание наладить систему, поднять престиж ульяновских спортсменов – он не так высок, как нам бы хотелось. «Слава богу, что у меня не последнее место», - чемпион так не думает. У чемпиона трагедия, когда он не первый – вот, что нужно понять, разговаривая со мной и с теми чемпионами, что вокруг меня. Мы – далеко не лидеры. Ни в Поволжье, ни в России. Нас не устраивает та золотая серединка, где мы бултыхаемся. Нам плохо, что у нас всего три олимпийских чемпиона, что у нас всего семь призеров за всю историю. Хуже нас в Поволжье только Марий Эл – у них 5, а в Нижнем Новгороде за 60.
Уезжают ребята – в этом проблема. Если ты слаб организационно и финансово, превратишься в "кузницу заготовок" для других регионов. Что мы и имеем. У нас классные тренеры, в принципе неплохая спортивная база. Мы доводим спортсменов до определенных кондиций, но когда нужны серьезные вливания, их, как сливки, собирают Тюмень, Москва, Питер, даже Казань, оставляя наших тренеров у разбитого корыта. Вот где гадство. Чуть-чуть остается допрыгнуть до сборной команды, где федеральное финансирование, соревнования, сборы, старшие тренеры – и вот этот барьерчик мы не умеем преодолеть. Возможно, потому что размазаны приоритеты.
Дарю вам пословицу: «Седьмого ребенка в семье, где нечего есть, не затевают даже цыгане». У нас работают 73 федерации по видам спорта. Сказать, что они не имеют права на существование – мне по губам надо дать. Но есть базовые виды, опорные. Федералы сказали: выберите то, что вам значимо, что вас прославляет. В каких-то регионах обозначили 5-6, ну 10 базовых видов. У нас 14. Нельзя федерациям запретить желать попасть в число базовых, но грамотный руководитель должен уметь расставить приоритеты, а не демонстрировать псевдолояльность. Сидишь и думаешь, где найти финансирование. Приходится искать варианты.
- Такие, как федеральные гранты?
- Точно. Спонсоры уже дорогу переходят, увидев спортивного руководителя, чтобы клянчить не начал. Поэтому мы пришли к грантам. Вообще, это мировой тренд. Государственные органы не всегда эффективно тратят деньги, а вот мы, написав три заявки, две выиграли. И два крупных мероприятия проведем. Попадание, считаю, колоссальное. Это реальное чудо и теперь наши «слепыши» получат свою долю внимания.
Борьба вслепую
- «Гибкий путь к вершине» - это турнир слепых дзюдоистов?
- Не совсем. Это трехдневный фестиваль. Знаете, как все начиналось? Работал директором борцовской школы. Идет тренировка – заходит парень с тросточкой: «Хочу дзюдо заниматься». Представляете мои глаза? Немножко хоть видишь? Нет, тотально слепой, даже теней не видит. Как отказать? Здорово, говорю, что пришел, но дзюдо требует партнера – приведи человек 5-6 и тогда будем заниматься. Был уверен, что послал его так навсегда – черта с два! Он пришел и привел друзей! Его имя Андрей Ванькин. Ему было 20 лет, когда впервые надел кимоно. Тренеры начали со слепышами работать – один показывает страховку, другой кувырочек, третий приемчик. А что такое научить слепого? Зрячему можно сказать – посмотри сюда, руку вверх, ногу вниз, а слепого надо брать за руку и вести. Это адская работа. Но она увенчалась успехом. Ванькин стал мастером спорта России, призером европейских соревнований. На чемпионате континента совершил феноменальный бросок в командных соревнованиях, обыграв действующего чемпиона Европы из Азербайджана. Россия получила медаль, а старший тренер предлагал ему вручить государственную награду.
Еще одна история про Андрея. Подмосковье. Чемпионат страны. Он выходит в финал с дагестанцем. Выигрывает по оценкам и вдруг попадает на болевой прием. Мы чувствуем, что все – отсюда не выходят. Он крутится, слышен хруст, судья останавливает схватку. Ванькин вскакивает и заявляет – а я не сдался! Все в недоумении. Судья действительно не может сам остановить схватку, борец должен сдаться. Сватка продолжается, а рука висит, как плеть. Проиграл по замечаниям. Ведем к врачу, а он – простите, что не выиграл. Снимаем кимоно – а там… Вот когда окорочок разламываешь – вот так его рука выглядела в локте. Тренер в обморок… А он не сдался. Вот что это?
Дальше – больше. За Ванькиным, как за звездочкой, потянулись другие. К нам переехала Ольга Забродская. Из Москвы, из знаменитого на весь мир клуба «Самбо-70». Переехала в Ульяновск, потому что почувствовала, что здесь хорошо работают с незрячими спортсменами. Две недели назад она вернулась с золотом европейского чемпионата из Бирмингема. Надеемся, Ольга попадет на японскую Паралимпиаду. В Рио, напомню, нас не пустили – никого из российских паралимпийцев. Есть и другие кандидаты, а значит есть перспектива и мы будем ее развивать. Для этого и организуем фестиваль паралимпийского дзюдо на деньги президентского гранта.
Мы хотим оставить после него еще и наследие. Ведь очень много ребят, которые еще не пришли в дзюдо, а могут быть талантливы. Адаптивная школа, слава богу, у нас при министерстве создана. Там отличный руководитель, хорошая база. В рамках нашего фестиваля мы хотим провести совместный сбор, несколько круглых столов, чтобы тренеры обменялись мнениями и поделились опытом. Проведем на татами практический семинар и, конечно, турнир для незрячих дзюдоистов. Думаем провести фестиваль в октябре в зале «Новое поколение». Уже сказали, что приедут Дагестан, Башкирия, Воронежская область. Приглашаем всю Россию.
Берлога для пяти медведей
- А второй грант?
- Это вообще интересная затея. В борьбе за выживание и желание объединить борцовские федерации, мы постарались несколько лет назад сломать стереотип, что два медведя в одной берлоге не уживутся. Три – тем более. У нас в Ульяновске несколько борцовских федераций не просто живут, а сотрудничают. Это удивительный факт – не найти такого региона, где борцы так дружны. Вот лет пять назад мы и стали дружить методом фестиваля олимпийских видов единоборств. В одном зале – ринг, татами, додянг для тхэквондо, борцовские ковры. Сделали огромные информационные баннеры, провели пиар-кампанию. К нам приехали Карелин, Лебзяк, Хабиров. Был губернатор. Потом фестиваль лишился финансовой поддержки, но мы сказали – нет, ребята, не успокоимся. Лапта – это прекрасно, но кто о тебе знает? А вот об олимпийском чемпионе по боксу расскажут все. Невзирая ни на какие бойкоты. Теперь мы решили поднять уровень ульяновского фестиваля до международного. С приглашением китайцев по всем пяти олимпийским видам единоборств. Это тренд. КНР – стратегический партнер и ближайший сосед. У них есть интерес к нам, у нас – к ним. Прогрессирующая в экономике и в спорте нация, а ведь у них советская система физподготовки. Мы тянемся друг к другу и строим далеко идущие планы. Сейчас они к нам приедут, потому мы к ним. Представьте, какая мотивация у юного спортсмена возникнет – бороться, чтобы показать себя еще и в Китае!
- Проведение этих фестивалей обсуждалось в ходе Олимпийского совета с участием губернатора?
- Именно этих, нет. Мы просто точно знаем, что наш губернатор заинтересован в продвижении региона на всероссийской арене, в том числе в сфере физкультуры и спорта. Мы видим заинтересованность губернатора в развитии партнерских отношений с международными организациями. Кстати, что удивительно, по-моему, впервые за всю историю – и не только спорта – расширенное собрание общественной организации прошло в конференц-зале правительства на столь высоком уровне. Губернатор нас пригласил обсудить проблемы, которых накопилось просто не представляете, какое количество. Губернатор абсолютно правильно делает, что «заставляет», подталкивает нас всех к поиску дополнительных средств. Эти гранты – серьёзные деньги, а значит, мы его задачу частично решили. Если так будут поступать все спортивные организации, это снизит нагрузку на ульяновский бюджет – раз, даст популяризацию спорта – два, это пиар нашего региона на всероссийской, а теперь и международной арене – три. Ведь китайцы приедут именно в Ульяновск, а не в традиционные центры.
Олег Кузнецов.