Неожиданный подарок подготовила Ульяновску ко Дню Воздушного флота транспортная прокуратура. В районные суды поступили иски с требованием закрыть из-за нарушения федеральных авиационных правил все три полигона ТБО города.
Надзорное ведомство провело проверку безопасности полетов на территории Ульяновской области и установило, что все три городских свалки Ульяновска (в Баратаевке, Красном Яре и Больших Ключищах) находятся в опасной близости от аэродромов и, тем самым, нарушают п.59 федеральных Авиационных правил, которые прямо указывают, что полигоны ТБО должны находиться не менее, чем в 30 километрах от места взлета и посадки самолетов. Живущие на свалках птицы представляют опасность для воздушных судов.
Прокуратурой установлено, что полигон ТБО в Баратаевке (подконтрольно - ООО «ЦЭТ») находится не далее, чем в 4 километрах от аэродрома, полигон ТБО в Больших Ключищах (ООО «Контакт+») – в 6 километрах от аэродрома ДОСААФ в Белом ключе и в 12 км от Баратаевского, полигон ТБО в Красном Яре (ООО «УК Экостандарт») – в 17 км от аэродрома Белый ключ. Прокуратура дала полгода на устранение нарушений. В июле пришлось констатировать, что все осталось по-прежнему и транспортные прокуроры направили иски в суды. Процесс по Красноярскому полигону уже идет. Следующее заседание в Заволжском суде назначено на 16 августа. Дела свалок в Баратаевке и Больших Ключищах рассмотрят 12 и 15 сентября.
Евгений Калмыков, учредитель ООО «ЦЭТ» не согласен с тем, что Баратаевский полигон является местом массового скопления птиц:
- Разница между свалкой и полигоном ТБО в том и состоит, что на последнем производится пересыпка отходов инертными материалами, которые с одной стороны делают невозможным возгорание, а с другой – закрывают птицам, животным и грызунам доступ к отходам. Мы получали согласование на свою работу Института гражданской авиации, орнитологической службы Баратаевского аэродрома. Кроме того, мы постоянно совершенствуем методы борьбы с массовыми скоплениями птиц. На полигоне работает динамическое освещение, газовые пушки, автоматически стреляющие через определенный промежуток времени, воздушные змеи в виде хищных птиц… Все это отпугивает ворон и чаек. Согласно исследованиям, проведенным авторитетными ульяновскими орнитологами, количество птиц на нашем полигоне соответствует фоновому городскому уровню.
- Мы с сомнением относимся к подобным аргументам собственников полигонов, - заявил помощник ульяновского транспортного прокурора Вячеслав Новиков. – Основание - руководство для службы аэропорта от Международной организацией гражданской авиации. Ради безопасности полетов нужно просто относить свалки дальше.
Однако Евгений Калмыков предлагает задуматься о последствиях слепого следования букве закона.
- Допустим, мы сумеем закрыть три главных ульяновских полигона и даже каким-то чудом избежим при этом мусорного коллапса в городе. Куда их переносить и как это скажется на тарифах? Если отвозить мусор в Баратаевку сейчас стоит 90 рублей с человека, то если везти его на недавно открытый полигон в Новоспасском районе – уже 350. Дорого? А дешевле не получится: в Ульяновске четыре аэродрома, если отвозить ТБО на 30 километров от каждого, то это надо ехать в область, утилизация окажется в разы дороже и медленнее. Но дело даже не в логистике и средствах. В законе сказано, что рядом с аэропортами не должно находиться «объектов массового скопления птиц». Если строго следовать букве закона, то в радиусе 30 километров придется закрыть все животноводческие фермы и сельскохозяйственные предприятия – они ведь тоже такие «объекты». Да вообще много чего придется закрыть! Я тут изучил карту ПФО, насчитал в разных регионах около 100 полигонов ТБО рядом с аэродромами. Все закроем и в мусоре утонем всем Поволжьем? Думаю, до этого не дойдет. У соседей, знаю, уже случались прецеденты и суды всегда следовали здравому смыслу. Поэтому смотрю на предстоящий процесс с оптимизмом.
Известный ульяновский орнитолог Максим Корольков, проводивший исследования на Баратаевском полигоне и хорошо знакомый с ситуацией на других, уверен, что суды оценят ситуацию разумно.
- В законе говорится не о полигоне, а об «объекте массового скопления птиц». То есть, вопрос только в том, чтобы отогнать птиц от полигона. Все три собственника серьезно работают над этим, на каждом полигоне мы отмечаем заметное снижение числа птиц за последние годы. Помогает система сортировки мусора, биохимическая защита, строительство мусороперерабатывающих комплексов – на каждом из трех полигонов надо просто продолжать эту работу. Причин «рубить с плеча», на ровном месте устраивая для города большие проблемы, думаю, нет.
Руководитель Росприроднадзора по Ульяновской области Александр Каплин заявил, что его ведомство в этом споре поддержит собственников полигонов, а не транспортную прокуратуру:
- Мы участвуем третьей стороной в одном из предстоящих процессов – по поводу полигона в Красном Яре в Заволжском суде. К разбирательству подготовились, провели специальные исследования и они показали, что «объектами массового скопления птиц» около ульяновских аэродромов больше являются сельхозполя, чем полигоны, на которых пернатых постоянно разгоняют. Передо мной лежат исследования орнитологов, они проводили замеры и подсчеты, эти данные мы предъявим в суде. Что будет, если ульяновские полигоны ТБО все же закроют? Будет грязный апокалипсис! На некоторое время мусор из Ульяновска вообще перестанут вывозить, что предаст нашей культурной столице непередаваемый шарм. Потом начнем вывозить куда поближе, может, в Димитровград? Но там полигон, конечно, не готов принять ульяновский объем мусора, и мы быстро оставим без полигона еще и второй город области. Что будет после этого, предсказать трудно, но явно – ничего хорошего.
Максим Кузнецов.