После помпезной презентации на территории бывшего колхоза «Красноярский» Чердаклинского района первого в России ветропарка появились опасения, что ветрогенераторы далеко не так безопасны, как об этом говорят экологи, чиновники и финские строители ветряков.
Синдром ветрогенарторов
В 2009 году педиатр из Нью-Йорка Нина Пьерпонт издала книгу «Wind Turbine Syndrome» («Синдром ветрогенератора»). В течение пяти лет доктор обследовала людей, живущих вблизи ветрогенераторов в США, Италии, Ирландии, Великобритании и Канаде. Собранные сведения позволили ей выдвинуть предположение о существовании клинического синдрома, который выражается в следующих симптомах:
Нарушение сна, головная боль, головокружение, шум и давление в ушах, тошнота, визуальная размытость, тахикардия (учащенное сердцебиение), раздражительность, проблемы с концентрацией и памятью, панические приступы, связанные с ощущениями внутренней пульсации или дрожания, которые возникают как во время бодрствования, так и во сне.
Нина Пьермонт заявила, что синдром вызывает воздействие низкочастотных шумов от турбин ветрогенератора, который нарушает работу вестибулярной системы.
Простым языком происходящее можно описать так: вестибулярный аппарат определяет для сознания положение тела в пространстве. Низкочастотный шум (инфразвук), который мы не слышим, создает для него множество ложных сигналов. Сознание начинает теряться в пространстве, что выражается в беспричинном головокружении, тошноте, а потом и в приступах внезапной паники.
Доктор Пьермонт отмечает, что около промышленных ветрогенераторов (под Красным Яром строят именно такие) не живут птицы, мыши и насекомые. Похоже, они тоже страдают от подобного синдрома.
Критика синдрома ветрогенераторов
Идеи Нины Пеьрмонт до сих пор не признаны официально. Критики говорят, что ее книга не подвергалась научной рецензии, а выборка слишком мала и нерепрезентативна.
В 2012 году шведское природоохранное ведомство Naturvårdsverket провело исследование в доказательство того, что низкочастотный шум и инфразвук не связаны с самочувствием человека. В докладе говорилось, что «нет никаких данных о взаимосвязи работы ветрогенераторов с работой внутреннего уха, «виброакустической болезнью», «сидромом ветротурбин» и прочего».
В 2013 году уже австралийское природоохранное ведомство опубликовало отчет на эту тему, сообщив, что уровень инфразвука рядом с ветропарками незначительно выше в сравнении с обычным уровнем, характерным для городских поселений.
Главный удар по «синдрому ветрогенераторов» нанес журнале Health Psychology, который опубликовал результаты эксперимента, в ходе которого 60 человек подвергались воздействию инфразвука и мнимого инфразвука (тишины) в течение 10 минут. Половине группы перед началом экперимента продемонстрировали видеоролики, в которых описывались симптомы «синдрома ветрогенератора». Те, кто состоял в этой группе, после «прослушивания» инфразвука выдали большое количество жалоб на описанные симптомы, вне зависимости от того, подвергался воздействию настоящего или мнимого инфразвука.
Ученые сделали вывод о возникновении так называемого ноцебо-эффекта. Это оборотная сторона плацебо – человек, убедивший себя, что подвергается вредному воздействию, реально начинает чувствовать себя хуже и вполне может заболеть.
Ульяновские сурдологи относятся к теории Нины Пеьрмонт скептически:
- Конечно, и ультра, и инфразвуки воздействуют на внутреннее ухо и могут оказать негативное воздействие на организм человека. Но тут важен вопрос расстояния. Если ветряки находятся на расстоянии 600 метров, никакой угрозы, скорее всего, не представляют. Оговорка «скорее всего» вынуждена - мы ведь никаких исследований не провели, соответственно, утверждать что-то категорично не имеем права. Но у нас есть некоторый профессиональный и жизненный опыт, который позволяет быть уверенным в чем-то даже без исследований... Приведу такой пример. Я сейчас говорю с вами, стоя с телефоном у окна, за которым проходит высоковольтная линия. Вот она, поверьте, влияет на организм намного негативнее, чем все красноярские ветряки вместе взятые. Но никто из-за нее не паникует, все давно привыкли, спокойно живем. Вот и из-за ветряков не надо паниковать, новое не обязательно несет в себе скрытую угрозу.
Комментарий пресс-службы компании «Фортун», которая строит ветрогенераторы под Красным Яром, оказался более информативен:
- Мы можем заявить следующее: согласно санитарным нормам, защитная зона ветрогенератора в России должна составлять 600 метров. Ближайшая к постройкам установка в ульяновском ветропарке находится от них на расстоянии 900 метров, а от центра массового поселения – более, чем в 1200. При этом, на расстоянии даже 300 метров от ветроустановки, работающей на полную мощность (что, к сожалению, происходит не часто в силу особенностей Ульяновской области) перестают ощущаться какие-либо как вибрации, так и шумы. В Европе ветроустановки расположены не просто повсеместно, но и значительно ближе к местам проживания людей. В зависимости от страны, ограничительные требования составляют от 200 до 50 метров. Кроме того, в Ульяновске устанавливаются модели без редуктора. То есть, нет механической передачи с понижением числа оборотов от вала, а именно этот механизм и создаёт отчасти шумы и вибрации. На этих машинах они ниже в сравнении с большинством, которые используются в мире. Это просто новый шаг в технике. Проект, по которому строится ветропарк, содержит разделы, посвящённые защите и охране окружающей среды. Все данные и технические параметры ветроустановки проверены именно в ключе их безопасности как для природы, так и для человека. Возможная ошибка проектировщиков исключена, так как документация прошла госэкспертизу и получила положительное заключение.
Ульяновский эколог Максим Корольков высказал другое опасение, связанное с работой ветропарка:
- Он расположен недалеко от Волги, вдоль которой проходят пути миграции птиц. Там километров пять от реки, насколько помню, а миграция идет довольно широко. Отдельные стаи могут пролетать и в районе ветропарка. Не буду пока паниковать, заявлять, что ветряки порубают всех птичек своими лопастями, но не уверен, что финские проектировщики учли этот местный нюанс.
Впрочем, как оказалось, этот нюанс учтен. В пресс-службе компании «Фортум» нас заверили, что каждый ветряк оборудуют специальным источником ультразвука, который будет отпугивать перелетных птиц.
И тут возникает новый вопрос: а какова будет мощность ультразвука?
PS Ранее сообщалось, что немцы откроют в Ульяновской области производство подшипников для ветрогенераторов.
Максим Кузнецов.
Видеопрезентация Ульяновского ветропарка от компании "Фортум".