25 апреля в Ульяновске появился новый региональный министр культуры – пост заняла 49-летняя Ольга Мезина. До этого чиновница два года проработала в горадминистрации – курировала социальный блок в должности заместителя Алексея Гаева. Известно, что предыдущая деятельность нового министра культуры была связана с образованием. Сама чиновница - бывший учитель-биолог, получила звание "Учителя года-2003", была директором гимназии, директором департамента дошкольного общего образования в министерстве Ульяновской области, работала начальником управления образования.
Естественно, мы не могли не спросить Мезину о том, достаточно ли у нее навыков, чтобы управлять культурой, и какие проблемы в отрасли она видит. Новый министр заявила, что продолжит линию управления культурой, начатую ее предшественниками, и что если работники сферы хотят получать больше, то им придется начать зарабатывать самим. Кроме того, новый руководитель ведомства высказалась по поводу того, что для нее важнее – пышные фестивали или латание крыш библиотек.
- Ольга Николаевна, чем Вы займетесь в первую очередь на посту министра? Какие приоритеты для себя выделяете?
- Прежде всего, это развитие тех культурных проектов, которые уже работают на территории Ульяновской области. Приведу несколько примеров. Например, проект «Местный дом культуры». В его рамках планируется в течение 5-ти лет отремонтировать 50 сельских домов культуры. И не просто отремонтировать, а сохранить историческую ценность и самобытность зданий. Да, это достаточно дорогостоящее удовольствие. Поэтому нам необходимо будет войти в федеральные программы. Мы должны понимать, что культура – это проекция интересов общества. Поэтому министерство культуры будет строить свои планы, осознавая, что нужно населению и чего хотят люди.
- Вторым шагом станет проект по развитию парков в муниципальных образованиях. У нас уже есть тренд «Парк – территория культуры». За 2016 год на него было направлено более 5 млн рублей, в 2017-2019 годах есть планы по финансовому сопровождению этого проекта. Интересно, что во всех крупных муниципалитетах парки будут разделены на зоны – детские и спортивные площадки, беговые дорожки. Каждый парк должен быть самобытным, чтобы жители Нового города, например, хотели отдыхать в Винновской роще и наоборот. Также есть еще несколько приоритетных проектов, работа которых будет усилена и продолжена.
-Если говорить о Ваших приоритетах, то в чем они? Что Вы выберете: проведение фестиваля международного уровня, на который из бюджета области выделяются баснословные средства, или ремонт крыш разваливающихся библиотек?
- Не такие уж большие деньги тратятся на международные мероприятия, если сравнивать Ульяновскую область с другими регионами. Говорить о том, что бюджетные средства, направленные на культуру, расходуются не совсем эффективно, неправильно. В этой части Ульяновская область очень рачительно и экономно относится к тратам на проведение фестивалей. Что для нас важнее: ремонт подведомственной сети домов культуры, театров, библиотек или проведение мероприятий? Нужно четко понимать: для чего делать эти ремонты в учреждениях, в которые никто не ходит? Мы должны вкладываться в развитие той инфраструктуры, которая будет востребована, на которой будут проводиться культурные мероприятия.
- В конце 2016 года был проведен аудит региональной культуры хормейстером из Петербурга Виктором Хапровым, он был специально приглашен губернатором для мониторинга отрасли. Что известно о его результатах? Какие проблемные точки в отрасли Вы уже успели для себя выделить?
- Если честно, то результатов аудита я не видела и не могу сказать, существуют ли они вообще. Я знаю мнение Хапрова по поводу положения дел в местной культуре. Он планировал заниматься непосредственной работой над накопившимися проблемами. Я с ним согласна, мне кажется, что это главное. И вторая проблема, которую нужно решить, это кадровый потенциал отрасли - подготовка и управленцев, и профессиональных кадров.
- Мне бы хотелось предложить перезагрузку работы сети культурных объектов региона в плане подготовки молодых специалистов для отрасли. Наполнить смыслом существующую стажерскую практику. Приводить студентов посидеть в театре или в филармонии? В этом нет никакого смысла. Мне бы хотелось, чтобы наши будущие работники культуры непосредственно участвовали в проектной деятельности: чтобы они рассказывали, какой они видят культуру настоящего и будущего.
- Не секрет, что сотрудники учреждений культуры в Ульяновской области получают очень скромную зарплату, люди уходят из отрасли. Как вы будете привлекать и удерживать молодые кадры?
- Это один из самых сложных вопросов не только культуры, но и социальной сферы в целом. Мы должна понимать, что образование, культура задает некий тон – это состояние души, это градус настроения наших горожан! Но эти сферы никогда не были высокооплачиваемыми. Это, наверное, большая боль не только ульяновского региона, это общемировая тенденция. К ней можно по-разному относиться, но это так. Что нужно сделать для того, чтобы стимулировать работников сферы и привлечь в отрасль молодые кадры? Сейчас мы выполняем указы президента по доведению средней заработной платы работников культуры до средней по региону – по области эта цифра чуть больше 23 тыс рублей. Но мы должны понимать, что любая зарплата формируется из нескольких источников, в том числе и из внебюджетных. Наши учреждения культуры активно в этом направлении работают, они должны сами зарабатывать. Так складываются зарплаты во всем мире. Основную часть зарплаты, безусловно, обязан выплатить бюджет. А все остальное – премиальный фонд и стимулирующие – это работа самого учреждения культуры. Таковы условия рыночной экономики.
- В культуре работают творческие, своенравные люди, подчас непростые по характеру. Как думаете, Вы найдете с ними общий язык?
- Ну, я же педагог! По своему уровню образования и опыта я должна находить общий язык со всеми. Знаете, я абсолютно нормально отношусь к тому, что в культуре работают харизматичные личности, имеющие свое мнение. Это нормально, это нужно учитывать. Думаю, я найду с ними общие точки взаимодействия, как бы трудно это ни было. Я приму любую позицию творческих коллективов, так должно быть! С ними нужно выстраивать отношения, другого выхода у меня нет.
- Не помешает ли Вам в работе отсутствие профильного образования?
- Дело в том, что у меня не только педагогическое образование, но и управленческое - управление персоналом. Думаю, что базовые составляющие моего образования будут мне только помогать на посту министра. Кроме того, в своем далеком прошлом, в детстве, я заканчивала музыкальную школу, и, признаюсь, очень успешно. Сфера культуры мне никогда не была чужда, она всегда была для меня интересной. Я искренне надеюсь, что у нас с моими коллегами все получится.
Дарья Косаринова