В конце февраля стало известно, что до конца 2017 года на территории действующего архангельского кладбища в Заволжье будет открыт крематорий. По словам директора Агентства передовых инициатив Сергей Галанта, «в Ульяновске потребность в крематории назрела давно: Ишеевское кладбище занимает 150 Га, что превышает нормы почти в 4 раза! Старые кладбища находятся в местах плотной застройки, а места для новых захоронений городских жителей пока так и не определены».

Инвестиционный проект по строительству крематория уже готов. Правда, он пока не получил всех необходимых разрешений.

Как известно, в отдельных городах России (например, в Воронеже) при строительстве подобных объектов проходили массовые акции протеста – люди заявляли о своем нежелании жить рядом с крематорием, опасаясь запахов и характерного пепла. 73online.ru связался с инициатором строительства крематория - директором и учредителем ООО «Ульяновский городской крематорий» Сергеем Шипиловым, чтобы узнать у него, насколько безопасным для прилегающих территорий будет такое соседство:

- Для крематория в Ульяновске планируется закупить современное чешское оборудование. Это будет полностью «замкнутая» печь, работающая без запаха и дыма. В Москве крематорий с такой печью функционирует буквально во дворе девятиэтажного дома. То есть, с экологической точки зрения это абсолютно чистое производство. Благодаря многоступенчатой фильтрации при сжигании останков не будут выделяться ни вредные вещества, ни смог, ни тем более частички пепла. Дым как таковой из нее вообще идти не будет. Поэтому ни малейших неудобств крематорий никому не доставит.

- Более того, данный объект, сможет не только отчасти решить проблему разрастания ульяновских кладбищ, но и проблему рекультивации старых, заброшенных мест массового захоронения. То есть, мы сможем сжигать останки человеческих тел с заброшенных кладбищ. А дальше на этом месте можно будет производить хозяйственную деятельность. Например, строить дома. Кроме того, через крематорий можно будет утилизировать биологические «продукты», оставшиеся после хирургических операций, - внутренние органы, ампутированные конечности и т.д.

Однако основная причина открытия крематория в Ульяновске, как признался Шипилов, - необходимость в «обслуживании» нужд онкологического центра, который строится в Димитровграде:

- По давно сложившейся практике крематории нередко строятся в регионах, где работают медучреждения, принимающие большие потоки иногородних пациентов. К сожалению, лечение от раковых заболеваний не всегда эффективно, и врачи не могут спасти всех. И, естественно, родственники умерших в клинике пациентов хотят захоронить близких в том городе, где они проживали. А кремированные останки, как известно, транспортировать к месту захоронения гораздо проще и дешевле. В этом основная причина открытия крематория в Ульяновске.

- А сколько будут стоить услуги крематория?

- Пока сложно назвать точную цифру. Ориентировочно речь идет о сумме в 15-17 тысяч рублей. В эту сумму входит оплата кремации, а также урна для праха. И, конечно, в этом случае, как и в случае со стандартным захоронением, необходимо будет отдельно приобрести гроб, одежду для покойного и т.д. Но при этом родственники смогут сэкономить средства, которые необходимо потратить на памятник, ограду, благоустройство места захоронения… К тому же урну с прахом можно захоронить не только в колумбарии, но и в могиле, где покоятся родственники умершего.

- Вы уже получили разрешение на строительство крематория в Ульяновске?

- Сейчас мы занимаемся разработкой предпроектной документации и уже затем будет получать разрешительные документы.

73online.ru решил опросить и экологов региона, чтобы узнать, насколько опасным является размещение крематория в Заволжском районе.

Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Даниил Урдин

- Нельзя забывать о том, что для нашего города актуальна проблема разрастающихся кладбищ. Из-за кладбищ люди испытывают неудобства, так как они сдерживают рост населенных пунктов. Например, ишеевское кладбище разрослось в три раза от разрешенных размеров. Его площадь составляет 120 га вместо 40 га. По статистике, кремацию выбирают порядка 40% населения. И людям стоит предоставить выбор, каким образом хоронить умерших. Что касается санитарных норм, то они в отношении крематориев достаточно строгие. Так, например, ближе чем в километре от них нельзя размещать предприятия пищевой промышленности, сельскохозяйственное производство или жилые дома. Все эти требования при строительстве ульяновского крематория будут выполнены.

Руководитель управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области Александр Каплин

- Учитывая специфику работы крематория, его владельцам в любом случае придется оформлять разрешительную документацию на выбросы горения, которые должны будут соответствовать принятым нормам. Но при сжигании биоматериалов не выделяются опасные вещества. Поэтому я как эколог не вижу здесь опасности.

Но помимо экологического аспекта в строительстве крематория есть и аспект нравственный. Мы решили выяснить, как представители разных религий относятся к кремированию.

Так, позиция Симбирской митрополии была высказана ранее. Согласно ей, покойных лучше хоронить традиционным образом, но при этом категорических возражений против кремации у священников нет. Они считают кремирование нежелательным, но могут отнестись к процессу со снисхождением:

- Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле.

А вот мусульмане в этом вопросе более категоричны.

Главный Казый (муфтий) Централизованной религиозной организации «Региональное Духовное Управление мусульман Ульяновской области в составе ЦДУМ России» Савбян хазрат Сулейманов

- Я наслышан о данной инициативе и категорически против нее. У нас в исламе даже муху в огонь кинуть нельзя, не то что тело человека, пусть даже и мертвого. Это неуважение и издевательство над умершим. И если бы я дал добро на такое «погребение», меня бы самого живым сожгли. Ислам - строгая религия, и мы должны хоронить мертвых по правилам, так же как на протяжении тысячелетий это делали наши предки, а не погружать умершего в огонь, а потом золу закапывать. Тем более, согласно нашим верованиям, покойный даже после смерти все чувствует и, соответственно, он будет ощущать, как горит его тело и испытывать боль. А ведь мы даже омывая тело умершего, используем только воду комфортной температуры и делаем все очень аккуратно, чтобы не причинить покойному неприятных ощущений.

Аналогичного мнения придерживается и главный раввин Ульяновска Йосеф Морозов

- Кремирование в иудаизме недопустимо. Тело умершего требует уважительного отношения. Человек приходит из земли, и Бог велит, чтобы после смерти его тело вновь было предано земле, причем в нетронутом состоянии. Душа знает, что происходит с телом после смерти, и неуважение к нему не допустимо. Очень важно, чтобы при погребении тело было максимально сохраненным. Мы даже вскрытие покойным делаем только в самых крайних случаях, когда без этого никак нельзя. Жалко, что в России существует такое понятие – кремация. И если у нас будут проходить такие похороны, я даже присутствовать на них не буду. Мы ни в коем случае не осуждаем тех, кто согласен на кремацию, и те религии, которые это допускают. Мы просто говорим о том, что для нас, иудеев, это неприемлемо.

Валерия Казакова