В конце апреля исполняется 70 лет своеобразному символу ульяновского Театра кукол им. В. Леонтьевой, его бывшему художественному руководителю Людмиле Гавриловой. В этом же году Людмила Михайловна отмечает 30-летие с момента, когда она переступила порог этого учреждения культуры. В преддверии юбилея 73online.ru встретился с Заслуженным деятелем культуры РФ, режиссером Людмилой Гавриловой, чтобы узнать у нее, чем сейчас живет и дышит Театр кукол.

В разговоре с нами Людмила Михайловна была очень откровенна и заявила, что на данный момент театр переживает непростое время: постоянное недофинансирование учреждения культуры заставляет труппу довольствоваться малым - ездить со спектаклями по детсадам и забывать про нормальные гастроли. А равнодушие к театру нового худрука из Пензы Владимира Бирюкова, который, по словам Гавриловой, бывает здесь лишь «набегами», приводит к тому, что театр теряет свое репертуарное «лицо».

- Тук-тук, можно? – заглядываю в наглухо прокуренный кабинет в Театре кукол.

- И не надо хрюндиться накануне! – строго кричит режиссер Людмила Гаврилова выбегающей из ее кабинета девушке. – Присаживайся поближе, - это она уже мне, - с этими графиками спектаклей голова идет кругом!

- Людмила Михайловна, 2017 год лично для Вас очень знаковый. В конце апреля Вы отметите свой 70-летний юбилей. А еще, насколько знаю, в этом году исполняется 50 лет Вашей творческой деятельности и ровно 30 лет с момента начала Вашей работы в ульяновском Театре кукол. Целая жизнь!

- Да, так совпало, - закуривая сигарету, произносит Гаврилова. - У нас театральная семья. Мой покойный муж Юрий Семенович Копылов – режиссер. И волею судеб мы оказались в Ульяновске. Мы выбрали место, где можно работать творчески, созидательно. До переезда в Ульяновск мы три года трудились во Владимире. Дальше могли выбирать один из трех театров - в Ростове-на-Дону, Вильнюсе и Ульяновске. Это было перед перестройкой, в Вильнюс ехать было нельзя. Нас просто Бог тогда спас! В Ростове у меня бы не сложились творческие отношения с главным режиссером, потому что он не собирался уходить. Поэтому выбор пал на ваш город. В нашу первостепенную творческую задачу входило построить свой театр. И в Ульяновске такие возможности были. Режиссеров здесь не было, труппы не было. Но нам удалось сделать то, что мы задумывали.

- За последние 10 лет вышло очень много интервью о Вашей личной и творческой жизни, так что мучить Вас не буду. Хочется поговорить насущном. О сегодняшнем дне. О том, какой Театр кукол сейчас. Наступило сложное время, которое диктует свои условия. Как Вы считаете, учреждения культуры, и театры в том числе, должны зарабатывать?

В этот момент с потолка шумно отклеивается кусок обоев…

- У нас тут все падает! Крыша протекает... Что касается того, должен ли театр быть на самоокупаемости, - ни в коем случае. Это не коммерческая структура. Коммерческий продукт – это то, что должно во что бы то ни стало, продаваться. А у театров другая функция – чтобы спектакль нравился публике. Многие профессиональные репертуарные театры сейчас разваливаются! Они пытаются заработать, ведь бюджетных постановочных денег не хватает. Не случайно у Олега Табакова два театра плюс ресторанчик. Но если в Москве так прожить реально, то в периферии – не всегда. В больших городах можно открыть коммерческое кафе в театре, например. Но вот зарабатывать на жизнь театра репертуаром, жертвуя им в угоду публике, ни в коем случае нельзя! Как говорил Кузьма Прутков: «Не евши сладкого, кислое кажется вкусным, а поевши сладкого, кислое кажется безобразным».

- Как сейчас в Театре кукол на практике?

- Министерство культуры дает нам госзаказ. Но в год для 4-х премьер и новогодней кампании нам нужно 1,5 млн рублей. А выделяют всего 400 тыс рублей бюджетных денег. Это постановочный бюджет одного спектакля! Все остальное нужно заработать самим! Поэтому большую часть времени мы работаем на выездах, как правило, по детсадам. Но от этого страдает репертуар и зритель театра. Кого ты хочешь у себя видеть: быдло, которое валяется на дороге и которое готово заплатить деньги за стриптиз? Или интеллигента? Нужно воспитать своего зрителя! Воспитывать правильным репертуаром.

- Но мне кажется, ульяновским театрам со зрителем очень повезло…

- Повезло, потому что 30 лет этим занимаюсь. А вот сейчас не знаю, повезет ли театру в дальнейшем.

- Что Вы имеете в виду?

- В 2006 году я по собственной инициативе ушла с поста директора Театра кукол и осталась его художественным руководителем. В 2015 году на мою должность был избран уже новый человек - Владимир Бирюков из Пензы. И вот уже второй год он руководит нашим театром издалека, здесь появляется редко – от случая к случаю. Я осталась работать обычным режиссером, рядовым членом коллектива. Ставлю спектакли, делаю свое дело и стараюсь не вмешиваться в программу театра, которой, к слову, нет. Просто идет хаотичный подбор репертуара. У нас нет идеологии, направления, куда театр должен развиваться! Этими вопросами занимаются абсолютно непрофессиональные люди и художественный руководитель, которого практически никогда нет на месте! Ведь Бирюков по совместительству - главный режиссер в Пензе! За два года работы в Ульяновске он поставил всего два спектакля. Конечно, количество здесь, может быть, и не так важно. Но качество работы и ответственность за репертуар - это его прямая обязанность! Но ему некогда этим заниматься, ведь он приезжает в Ульяновск на 2-3 дня.

- А коллектив театра разделяет Вашу точку зрения?

- Не всегда. Работники театра находятся в стесненных обстоятельствах. У каждого - индивидуальный договор на определенную сумму зарплаты. И всякое недовольство, если оно будет высказано, может быть наказано… Люди находятся в страхе, так как с ними могут не продлить контракт. Жизнь сейчас сложная, зарплата небольшая – средняя 25-26 тыс рублей. Никто не хочет потерять работу. Да и я не лезу со своим мнением.

- А на откровенный диалог с Бирюковым Вы выходили?

- Несколько раз. Имеющий уши, да услышит. А говорить со стеной - не интересно. Реакция на мои слова если и есть, то очень своеобразная. Как-то на худсовете я задала Бирюкову вопрос: «Каково творческое направление театра, на что мы должны ориентироваться?» А мне говорят: «Должна быть классическая драматургия». Кто бы возражал? Есть Пушкин - поставили «Пиковую даму». Хорошо было бы еще и «Маленькие трагедии» к этому. Но нет! Мы ставим только Гоголя – «Вечера на хуторе» и «Ночь перед Рождеством». Ну и что мы имеем? В результате мы уже не можем показывать Пушкина, потому что определенное количество спектаклей поставлено, и денег больше нет! Такой подход я не воспринимаю и топаю ногами!

- Если говорить о гастролях, то как часто они бывают?

- Должны состояться в мае в Казани. Дай Бог, их проведем. Гастроли вообще никто не планирует! Вот еще в Димитровграде открыли филиал, туда выезжаем каждую субботу. В Радищево, Сенгилей ездим, но редко. В основном, колесим по детским садам, потому что нужно зарабатывать деньги. А вообще, в районах Ульяновской области почти не осталось нашего зрителя. Я имею в виду, дошкольников и школьников. Раньше управление культуры брало на себя обязательства и выпускало «сетку» выездных спектаклей по районам. И пускай там будет даже 60 ребятишек, это не страшно! Но театру шла дотация, и мы ехали. То есть, наши расходы покрывались из бюджета. Сейчас этого нет.

- Театр кукол работает в убыток?

- Театр всегда работает в убыток. Потому что, как я уже говорила, это некоммерческая структура. Кроме того, за последние 5 лет в 100 раз увеличилась стоимость мануфактурной продукции, подорожало все - от гвоздей и до клея. Но мы стараемся сдерживать цены на билеты, сейчас они стоят порядка 130 рублей. Если бы продавали их по себестоимости, то цена входного билета подскочила бы до 1500 рублей. Мало кто из зрителей сможет себе это позволить.

- На Ваш взгляд, как можно помочь театру сейчас?

- Только сменой художественного руководителя. Мало того, что Бирюков бывает в Ульяновске наездами, но он еще и обливает театр грязью! И артисты плохие, и спектакли, и дирекция… Все у него плохо! Он же актеров не знает. Если человеку говорить, что он свинья, то он через неделю захрюкает!

- Почему потолок-то течет?

- С 2000 года ремонта не было. Здесь очень сложная крыша, кровельщиков таких у нас уже нет. Поэтому в театре раз в три года нужно менять кровельное покрытие. Но денег на это как не было, так и нет. Горячев, царствие ему небесное, помог сделать ремонт кровли, фасада здания. Но все-таки по уму тогда нужно было окопать здание и засыпать на полтора метра землей - грунтовые воды скоро совсем разрушат здание.

- Не боитесь, что по результатам публикации Вас вызовут «на ковер»?

- Реакция обязательно будет! Но я не боюсь. Бог не выдаст, свинья не съест. Делать хорошую мину при плохой игре не в моих правилах. Попросят уволиться, ну что ж… Уйду на пенсию. У меня две замечательные внучки, есть чем заняться!

Дарья Косаринова

Фото: 73online.ru