С 2009 года в Ульяновской области функционирует завод по производству кормов для животных от компании с мировым именем «Mars», а с 2012 года – по производству шоколадных батончиков. Инвестиции в производство составили 4,6 млрд рублей. С 2015 года здесь же открылся еще и научно-исследовательского центр по изучению особенностей питания домашних животных, где будут жить около 200 кошек. Президент ООО «Марс» в России Валерий Щапов ответил на вопросы "RNS" об особенностях производства кормов в кризис, о том, находит ли компания общий язык с региональными властями и о том, сколько зарабатывают работники производств. Щапов заявил, что он доволен конструктивным диалогом с губернатором Ульяновской области, а также отметил, что на предприятиях «Mars» зарплата специалистов выше среднерыночной на 75%.

Сократились ли инвестиции компании за несколько кризисных лет?

— В прошлом году мы отметили 25-летие работы Mars в России, мы были одним из первых иностранных инвесторов. И одним из крупнейших еще до того, как в середине 1990-х годов начала активно развиваться нефтегазовая отрасль. В России мы пережили несколько кризисов, каждый из которых Mars рассматривал как возможность укрепить позиции на рынке. Примером стал кризис 1998 года, когда многие иностранные компании свернули свою деятельность. Mars тогда не только не свернулся, но и усилил свои позиции. Большинству дистрибьюторов компания тогда дала кредиты, что позволило им пережить кризис ликвидности.

И в 2015–16 годах мы инвестировали в развитие. В разгар того, что у нас происходило с валютой и ценами на нефть, руководство компании решило строить десятую фабрику в стране. Мы приобрели землю, начали работы, в октябре этого года мы будем открывать производство в Ростове. Кроме того, тоже в 2014 году мы приняли решение о строительстве научно-исследовательского центра по изучению особенностей питания домашних животных в Ульяновске. Также более 5 млрд рублей в течение 2015-2016 года вложили в кондитерские фабрики в Одинцове, Ступине, Санкт-Петербурге и Чердаклах. В прошлом году открыли третью линию завода по производству кормов в Новосибирске, в которую инвестировали 1,7 млрд рублей. Мы используем кризис как возможность для более эффективных инвестиций.

В 2017 году планируете наращивать инвестпрограмму?

— Да, планируется рост, особенно в сегменте питания для домашних животных, потому что все оборудование, которое мы будем устанавливать в здания, построенные в прошлом году, закупается в этом году. Это скачок инвестиций. Почти 5 млрд рублей мы вложим только в окончание строительства научно-исследовательского центра в Ульяновске и открытие фабрики в Ростове-на-Дону.

Как вы оцениваете влияние победы Дональда Трампа на президентских выборах в США на деловой климат и развитие иностранных компаний в России? Обсуждали это со штаб-квартирой?

— Mars — частная компания, которая в своей деятельности уже много лет руководствуется пятью принципами: качество, ответственность, взаимовыгодность, эффективность и свобода. Мы знаем, что в России есть почти 150 млн людей — потребителей нашей продукции и почти 50 млн домашних питомцев. А от того, кто будет президентом США, мало зависят предпочтения и особенности потребления в России.

Кризис радикально изменил потребительское поведение. На чем люди стали экономить?

— Каждый сегмент из нашего портфеля — соусы для приготовления блюд, жевательная резинка, кондитерские изделия и корма для домашних животных — ведет себя по-разному. Мы замечаем, что потребители экономят на продуктах не первой необходимости, например на кондитерских изделиях. Поэтому эта категория сейчас растет в основном за счет более дешевых предложений. Что касается продуктов питания для домашних животных, у нас сильно развита тенденция, которую мы называем гуманизацией. Домашний питомец — это член семьи, с которым нельзя договориться, поэтому категория продуктов питания для домашних животных продолжает расти двузначными темпами, причем рост есть и в стоимостном выражении, и в объемах.

Как планируете развивать производство в России в среднесрочной перспективе?

—С точки зрения потенциала категория продуктов питания для домашних животных просто безгранична. В России, по разным оценкам, около 29 млн кошек и 17 млн собак, то есть практически каждое второе домохозяйство имеет домашних животных, при этом только половина рациона кошек в нашей стране — это готовые корма. У собак доля готовых рационов в питании составляет чуть более 10%. Потенциал роста категории промышленно приготовленных кормов — в два раза у кошек и в 10 раз у собак.

В будущем мы будем следить за развитием рынка и поведением потребителей и уже в зависимости от этого принимать решения по наращиванию производства. Также мы планируем добиваться расширения линейки предложения, объемов производства за счет модернизации. В 2015–2016 годах у нас прошла очередная волна модернизации практически на всех фабриках.

— Рассматриваете ли возможность покупки других российских производителей?

— Mars в основе своей стратегии видит развитие своих брендов и органический рост, M&A мы производим, но в основном сейчас в категории ухода за домашними животными. В начале 2017 года Mars объявил о покупке компании VCA за $9,1 млрд, это покупка крупнейшей сети ветеринарных клиник США. Домашние животные делают мир лучше, а мы должны стараться заботиться об их здоровье. Только за счет питания это делать трудно, необходима профилактическая и клиническая медицина. Мы начали с американского рынка, он наиболее консолидирован в этом сегменте. Но на этом не остановимся, будем смотреть в этом направлении в других странах. Что касается России, то здесь мы в основном растем органически.

— В России не планируете покупать сети ветеринарных клиник?

— К моему большому сожалению, у нас покупать особенно нечего. Консолидация ветеринарии находится в зачаточном состоянии, у нас всего несколько сетей, где количество клиник превышает 10, а американская VCA — это 800 клиник. Но все придет, индустрия ветеринарии развивается очень быстрыми темпами. Надеюсь, что еще при нашей жизни мы увидим этот рост, этому будет способствовать широко обсуждаемый сейчас проект закона об ответственном обращении с животными, необходимость принятия которого мы как компания полностью поддерживаем.

— Сами не планируете открыть в России сеть ветеринарных клиник с нуля?

— Когда процесс консолидации тронется с мертвой точки и у нас появятся объекты для инвестиций, возможно, мы этим заинтересуемся. Пока работаем с ветеринарными академиями по повышению уровня образования в области домашних питомцев. Пока наши ветеринары в первую очередь изучают продуктивных животных — коров, лошадей и свиней. В центре, который мы открываем в Ульяновске, в первую очередь будет запущено изучение питания кошек. Там будет жить 200 кошек. Во вторую очередь — изучение питания собак.

Из чего реально делают Whiskas? Кто ваши поставщики?

— Сырье — это мясо, мясные субпродукты, зерно, витамины и минералы. 85% ингредиентов мы покупаем в России, у наших локальных поставщиков, которые находятся либо в непосредственной близости от наших фабрик, потому что нам большую поддержку оказывают администрации тех областей, в которых расположены наши производства, либо у наших крупных поставщиков, таких как "Черкизово" и "Мираторг".

Работая в России, вы часто сталкиваетесь с коррупцией? Можно ли создать производство в российском регионе без взяток?

— У нас за 25 лет сложилась репутация. Я 14 лет работаю в компании Mars и за это время не застал никаких искусственно создаваемых чиновниками трудностей. Может быть, в 1990-х были какие-то попытки, но при мне не было.

Более того, я бы сказал, что сейчас со стороны государства, со стороны особенно региональных властей мы видим очень доброжелательный подход. Деятельность каждого губернатора оценивается по ряду параметров, одним из которых является инвестиционная привлекательность региона. А Mars был первым иностранным инвестором во многих регионах. Мы практически первые появились в Московской области в 1992 году, затем в Санкт-Петербурге, потом в Новосибирске, Ульяновске, Ростове. Почти везде, где мы открываем производство, потом растут бизнес-парки. Поэтому губернаторы и администрации многое делают, чтобы Mars чувствовал себя комфортно. Вот конкретный пример: во время делового завтрака на Гайдаровском форуме нам удалось пообщаться с губернатором Ульяновской области и губернатором Ростовской области, а также обсудить текущие вопросы.

Какова динамика прибыли в 2016 году по сравнению с 2015-м?

— Конечно, в 2016 году прибыльность упала. Мы инвестируем в доступность нашего продукта, в том числе и физическую доступность. Мы продолжаем инвестировать в качество, а какао, зерно и мясо растут в цене. Чтобы не перекладывать рост цен на сырье на конечного потребителя, мы вынуждены проглатывать это за счет снижения прибыли, поэтому, естественно, прибыль в 2016 году ниже, чем в 2015-м. И я думаю, что в 2017 году будет ниже, чем в 2016-м.

Mars много тратит на подготовку и переподготовку кадров, начиная со стажировок для студентов. Это обоснованно? Приходится увольнять людей после того, как вложили в них много денег, времени и сил?

— Да, это обоснованно. Мы уделяем особое внимание развитию сотрудников и верим, что они — наша основа успеха. Развитие талантов и создание возможностей для их роста являются приоритетами для Mars.

Каждый человек пропускает наши корпоративные принципы через свой субъективный опыт. Лично я стал понимать, что для меня кроется за ними, только через 4–5 лет после начала работы в Mars, и я не всегда верю в то, что человек, придя на работу в Mars после студенческой скамьи, заявляет через два дня, что он все понял. За 25 лет работы Mars в России более 20 000 человек проработало в компании, 6000 работает сейчас, большинство из "выпускников" Mars занимают лидирующие позиции в других компаниях. По моему мнению, важным воздействием Mars на бизнес-культуру в России является тот факт, что ты можешь быть честным, принципиальным и при этом быть очень успешным в России.

Что касается вопроса увольнения, мы всегда действуем строго в соответствии с законодательством и пятью принципами компании. Если ты приходишь на работу в нетрезвом состоянии, ты нарушаешь принцип ответственности и Трудовой кодекс. За это — увольнение. Доказанный факт кражи — тоже увольнение. То есть обычные общечеловеческие, подкрепленные трудовым законодательством проступки.

Какая сейчас разница между зарплатами на фабриках Mars в России и других странах присутствия компании, в том числе в США и Европе?

— Мы присутствуем в 127 странах, в 70 странах у нас есть свои производства, поэтому Mars в данном отношении исходит из здравого смысла. Мы хотим, чтобы все сотрудники, работающие на территории той или иной страны, того или иного кластера, получали зарплату выше, чем 75% других сотрудников в среднем по индустрии в данной стране.

— За какими технологиями видите будущее для компаний потребительского рынка?

— Нас привлекают технологии, которые позволяют решить проблемы потребителей. Например, основная проблема владельцев домашних животных — это отсутствие достоверной информации и ответов на насущные вопросы: как кормить, что делать при проблемах со здоровьем. Люди идут в интернет, там на них обрушивается огромное количество информации: статьи блогеров, реклама, отклики бабушки-соседки. Вторая проблема — не с кем оставить собаку, когда уезжаешь или уходишь на работу, а третий вопрос — качество ветеринарных услуг.

Кроме того, сейчас для людей становится важным натуральное питание, они хотят понимать, из чего приготовлено то, что они едят. Этот тренд владельцы домашних животных перекладывают на своих подопечных. Скоро появятся технологии, которые помогут людям понимать, из чего приготовлена та или иная пища, либо готовить самому. Такие примеры прямо на столе лежат. Что-то случится и в тех индустриях, в которых мы работаем, только изменений нужно не ждать, но делать их самим.

Mars уже проинвестировал в США в стартап, который называется Whistle. Это трекер активности со встроенным GPS датчиком, который крепится на ошейник животного. Хозяин получает на свой мобильный телефон информацию о том, сколько калорий потратила собака, отслеживает ее активность, включая сон и рекомендации по сбалансированному питанию.

Когда выведете на российский рынок?

— Скоро. Это очень актуально, например, для кошек, которые обычно особенно у дачников все время куда-то убегают. С этим девайсом ты сможешь узнать, что твоя кошка в огороде соседа, можешь пойти и забрать ее.