В скором времени в Ульяновске собираются построить второй гипермаркет французской компании «Ашан». Возвести его планируют в Заволжском районе города на проспекте Авиастроителей – для этого им подошла просторная «площадка». Общий объем инвестиций составит 500 млн рублей. Планируется, что французская сеть создаст в Заволжье около 200 новых рабочих мест. Здание гипермаркета будут строить с нуля, а первый камень давно заложен. Но нужен ли он ульяновцам и мелким предпринимателям, кто еще не разорился в условиях кризиса, этот торговый центр? С этим вопросом мы обратились к известным в нашем регионе бизнесменам, политикам, а также простым частным предпринимателем.

Председатель комитета Заксобрания Ульяновской области пятого созыва по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию гражданского общества Василий Гвоздев

- Процессы глобализации, когда сетевые компании, такие как «Гулливер», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Метро» - они неизбежны в этой части, и они «идут» по всему миру, не только по России. Допустим, когда открывался «Леруа Мерлин» - крупный строительный комплекс в Засвияжье, то большое количество предпринимателей (там же рядом строительный рынок), торгующих небольшими строительными материалами, высказывались категорично против и обращались вплоть о губернатора – что нельзя открывать такой французский супермаркет. Объясняли это тем, что «по миру» пойдут, а их семьи останутся без дохода. Это – как пример, о чем сейчас беспокоятся мелкие предприниматели, у которых выше цены и меньше ассортимент на продукты питания, представленные в «Ашане» и, безусловно, качество их продуктов частенько оставляет желать лучшего… Государство, муниципальные власти, да и в целом государственная политика сейчас направлена на то, чтобы прежде всего для населения товары, цены, услуги были доступными, удобными, качественными. В большом супермаркете порядок выбора услуг и продуктов больше, конечно, и цены ниже. Поэтому вывод – если все-таки крупные компании как международные, так и Российские принимают решение зайти на территорию Ульяновской области и города, для населения – это, прежде всего, замечательно. Для властей – тоже хорошо, потому что такими компаниями в большинстве случаев осуществляется благоустройство территории, и социальная ответственность их достаточно большая – они выделяют и где-то дарят спортивные детские площадки, помогают городским и областным властям реализовывать инвестиционные проекты. То есть, действительно развивают наш регион и наш город, а параллельно открывают свои бизнесы. Мы должны быть современными и делать все для людей.

Управляющий по недвижимости «Дворцовый ряд» Олег Лебеденко

- Мне сложно понимать показатели этой компании, потому что я не знаю, как открытие в нашем городе первого «Ашана» повлияло на общий бизнес. Но около 7% падения оборота в моем бизнесе, которым я занимался, все же было. Как сейчас повлияет открытие второго «Ашана» в Ульяновске, тоже не берусь сказать. Единственное, сейчас новый формат у «Гулливера» и вот по «Победе» это может «ударить», потому что это тоже магазин низких цен. Когда «Ашан» входил в Россию, они сказали, что готовы десять лет торговать себе в убыток (мол, у них высокие доходы на других рынках где присутствуют).

Если же говорить о потребителе – думаю, что это благо. Конечно, в «Ашане» есть вопросы по внутреннему «санпину» и т.д., потому что очень многие продукты в свободном доступе и антисанитария все же присутствует. Но если этот формат они отслеживают, значит это разрешено, хотя мне, как потребителю, это неприятно. И это все рисково. И когда в продаже продуктов питания задействован иностранный капитал, всегда можно ожидать чего-то непредвиденного, нехорошего, к сожалению. Это вопрос продовольственной безопасности. Он важен и актуален. А для бизнеса, мелкорозничного бизнеса – удар будет.

Для регионального бюджета, скорее всего, решение о строительстве данного супермаркета совсем невыгодное. У нас много предпринимателей, которые в результате сократят свои объемы продаж и, соответственно, налоги пойдут на понижение. Я не знаю налоговую политику «Ашана» (это закрытая информация, где он платит налоги – в регионе или в другом месте). Но обороты у них очень серьезные, они торгуют определенными продуктами питания и большими объемами. Сейчас пошла волна поддержки местных предпринимателей через сельхозпроизводство, но у меня очень большие сомнения, что мелкие товаропроизводители смогут войти в ассортимент компании «Ашан» как канал реализации продуктов. «Волжанка» там будет присутствовать, пиво Родионова тоже, конфетки Ботракова («Глобус»), а будет ли присутствовать с выгодой для них – это они должны сами сказать. Я знаю, что много таких крупных производств работают с убытком для себя – лишь бы присутствовать в «Ашане». Но ведь это уже не бизнес… А для наших простых производителей и именно местных, ульяновских – я это сложно. Кроме того, нельзя забывать, что в «Ашан» продукты в основном «тащат» из-за рубежа. Руководство сидит за бокалом вина во Франции со своими друзьями-производителями, а не здесь, в России. Они же там живут. И нужно понимать, кто поставляет товар.

Известный ульяновский предприниматель Владимир Рыжих

- Вы знаете, вот на Западе, где полным-полно вот этих самых крупных супермаркетов, торговых комплексов, все равно продолжают существовать и маленькие магазинчики. Самые лучшие из них выживают. А то, что если человек по духу предприниматель, и он вдруг в своей сфере торговли, допустим, проиграл какой торговой сети – он все равно что-нибудь придумает и свой талант применит. Но хочу подчеркнуть - не люди живут и работают для предпринимателей, а наоборот. Если исходить из того, что покупатели первичны, то, чем лучше им, то и должно быть. Бизнес должен быть на службе у наших граждан. Я за это. А вот нужен или нужен второй «Ашан» в Ульяновске – это нужно выяснять тем, кто проводит маркетинг: сколько денег у людей в кармане, что покупают и где. Конечно, я иной раз удивляюсь – у нас столько торговых комплексов и думаю, как же все они окупаются. Наверное, окупаются. На самом деле – быть или не быть маленьким магазинам – решаем мы все - вы, я, все жители. Если есть те, кто туда не ходит, а покупает продукты в соседнем с домом магазине, значит этот магазин будет жить, несмотря на то, что хоть еще три «Ашана» построят. Я лично в «Ашане» бываю редко, в основном в «Метро» езжу, где отовариваюсь.

Частный предприниматель, владелец салона цветов в Ульяновске Нелли Назырова

- Я думаю, второй «Ашан» нам не нужен, хватает и одного. Долгое время я занимаюсь продажей цветов и несколько последних лет пытаюсь взять в аренду в Ульяновске землю для расширения своего бизнеса – поставить хотя бы еще два салона. Но тщетно, поскольку все крупные организации, магазины просто перекрывают нас, малых бизнесменов. Например, во время праздников, в таких магазинах как «Лента», «Гулливер» и тот же «Ашан» появляется не только их продукция, они начинают те же цветы продавать. И берут очень крупным оптом, естественно, у них большие скидки. Допустим, «Сарай», который занимается строительными материалами и т.д. перед праздниками тоже выставляет на продажу цветы и «Ашан» также. И у них есть возможность брать крупным оптом, а у нас нет. Если, например, они взяли тюльпаны по 20 рублей и могут продать по 30, а я же не могу по такой цене. Поскольку у меня мелкая оптовая закупка. Они берут по 200 тысяч, а мы по 2-3 тысячи цветов. У меня просто бизнес полетит и не будет прибыли. Я бы хотела, конечно, чтобы в «Ашане» мои цветы продавались. Но как?! Они же себе деньги делают. Закупают очень большим оптом и из Самары, и из других городов. Накручивают, несомненно, очень хорошо накручивают, но и делают большие скидки. Для наших цветочников это невыгодно вообще, да и других «перекрыли» предпринимателей своим большим оптом, а у нас падает продажа. Если раньше мы закупали на 8 марта 5 тысяч тюльпанов, сейчас – 2 тысячи. И то нам приходится теперь брать не такие, как у них (потому что они продают их за 25-30 рублей), а шикарные крупные и дорогие краснодарские – для хорошего клиента. Вот в этом суть.

Председатель совета ветеранов Ульяновской области Сергей Ермаков

- Я никогда не ходил в этот «Ашан», понятия не имею что это такое. У нас в городе очень много торговых точек, и считаю, что на сегодня население не жалуется, что не хватает магазинов. А прения между средним бизнесом и сетевыми магазинами всегда были и останутся. Мне абсолютно все равно – будет второй «Ашан» в Ульяновске или нет. Что сказать о горожанах – люди торговыми точками обеспечены.

Генеральный директор магазинов «Зеленая улица» Валентин Глухов

- Строительство второго магазина «Ашан» в нашем городе, думаю, никак не отразится ни на потребителях, ни на малом и среднем бизнесе. Если вы считаете, что магазины павильонного типа, прилавочные или киоски от этого пострадают – то нисколько! Потому, что они находятся дома и у них формат – у дома, за углом, у подъезда, на первом этаже, где угодно. Пострадает в первую очередь «Лента», которая там находится и «Ашан» их первый прямой конкурент, а также магазины, как «Гулливер», «Пятерочка», гипер «магнитовский». Вот это будет конкуренция для них. Примерную аналогию можно провести по конкуренции «Леруа Мерлен», когда они приходили к нам, они тоже здесь «пальцы веером», мол, «Сарай» можно будет закрывать. И где сейчас «Леруа Мерлен», сколько касс работает в «Сарае» и «Мегастрое» и т.д. Товарищ Долгановский правильный ход конем сделал… То есть, мы должны провести политику отличную и по ассортименту, и по качеству. В «Ашане» своя ценовая политика, особенно там, где весовая продукция (я ее «помойкой» называю, потому что там все ковыряются, грязными руками залезают, орехи почистят, скорлупу накидают и т.д.). Но если ты уважаешь себя, если ты считаешь, что это достойно тебя – иди пожалуйста туда. Считаешь, что недостойно – приходи ко мне, я тебе продам нормальные орехи. Конечно, к нам тоже приходят претензии по качеству, и мы их всегда отрабатываем, не оставляем без внимания.

А что касается основного потребителя – будет второй «Ашан» или нет, то ему все равно. У нас потребитель каждый выбирает себе по достоинству и по кошельку. Будет мало денег у человека, он будет опять ходить в эту «помойку» или на рынок, будут деньги – пойдет в «Гулливер», например, в тот же «Гурман». В «Ашане» минимум упаковки, минимум качества…

Анна Рачинская