Накануне большого для всего православного мира праздника – Крещения Господнего епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор на сайте епархии завесил видео, в котором назвал крещенское купание «станным действом», омовение прихожан – «их бросанием в прорубь», а воду, в которую окунаются верующие, - «так называемой, святой».

Епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор:

«- В России с Крещением сопряжен такой народный обычай, как купание в проруби. Во многих городах, во многих селениях духовенство крестным ходом идет на реку, где заранее вырубается прорубь в виде креста. Все это именуется таким красивым словом, как «Иордань». И происходит великое водоосвящение. Не важно, что очень морозная погода. После того, как начинается великое освещение воды, начинается странное действо: люди раздеваются и начинают бросаться в эту прорубь, в так называемую, святую воду.

- Правда ли, что после крещенского купания смываются все грехи?

- Я, как епископ Церкви Божьей, ответственно закаляю: прощение грехов в холодной проруби, даже если это освященная вода, никто ни при каких обстоятельствах не получает. А если бы это было действительно так, я бы первый пошел купаться в эту прорубь ради прощения грехов. Но этого, к сожалению, нет. Это народное мнение, какие-то легенды, которые не основаны на Священном Писании, церковном Предании.

- А не то, что кто-то из вас залез в эту прорубь, а потом вылез из нее, да еще и водки хряпнул по случаю того, что накупался в ней! Какое прощение грехов, какое богоугодное дело?! Дорогие мои, простите меня, но к Церкви этот обряд никакого отношения не имеет!

- Не стоит искушать Господа Бога и делать безумные неоправданные поступки! Вот такими поступками, как купание в проруби, и другими экстремальными делами, люди искушают Господа Бога. В Священном писании нет ничего такого, чтобы христиане на праздник Богоявления лезли в прорубь в холодную воду – вредили своему здоровью.

- Лично я против этих мероприятий, этих народных купаний в реке, потому что они несут угрозу здоровью и жизни наших граждан. Поэтому я на территории своей епархии это не поддерживаю и не благословляю. Но мы живем в свободной стране, поэтому запрещать вам этого не могу. Но когда вы лезете в эту прорубь, вся ответственность лежит на вас, и никакого благословления Церкви на вас нет»! Храни вас Господь! (Крестное знамение).

Бывший митрополит Симбирский, а ныне Казанский и Татарский Феофан в комментариях для 73online.ru заявил, что не хочет комментировать слова своего «младшего брата», однако дал свои разъяснения по поводу праздника

- Прежде всего, вода в прорубях для купания в этот день, конечно же, святая. Ведь мы ее освящаем. Что касается самой традиции осуществлять омовения, то здесь все зависит от того, с какими целями делает это человек. Если только ради шоу или если человек приходит сюда пьяным – то этим он попирает веру. Если же его намерения чисты и наполнены духовным светом – то омовение ему во благо. Что касается заявлений моего младшего брата, то их комментировать я не буду. Это его мнение.

От Симбирской епархии ситуацию вокруг крещенских купаний прокомментировал иеромонах Филарет, секретарь архиерейского совета митрополии

- Крещение Господне - один из важнейших христианских праздников и, конечно, центральным и безусловно обязательным для всех христиан является в этот день посещение храма, молитва, приобщение Христа. Однако всем нам известна бытующая в народе традиция купания в проруби. Церковь снисходит к таковым и молится вместе с ними на этих купелях, освящая воду в них. В различных епархиях или даже приходах традиции бывают не совпадающими друг с другом. Так, если где-то купания более, чем приветствуются священнослужителями, то в иных местах отношение к ним может быть более сдержанным и всегда с учётом физического и духовного здоровья прихожан. Важно понимать, что единообразия мы придерживаемся в главном: вере, богослужении, а во второстепенном - свобода. Но во всем, что делаем мы - не важно священнослужители или миряне - должна быть любовь!

Алена Иванова

Екатерина Липатова