73online.ru взял интервью у нового регионального министра образования Раиса Загидуллина, который в конце 2016 года сменил на этом посту Екатерину Уба.

Глава ведомства рассказал, почему решил стать чиновником, поделился первоочередными задачами, а также высказал свою точку зрения на проблему разгула подростковой преступности в Ульяновске. По словам Загидуллина, никакого разгула молодежного криминала у нас нет, а истоки проблемы нужно искать не в школе, а за ее пределами.

- Ключевыми направлениями нашей работы являются реализация федеральной целевой программы развития образования и федеральных проектов, утвержденных правительством РФ. Также важными являются задачи, обозначенные губернатором Сергеем Морозовым на ежегодном августовском форуме. Если говорить конкретно, то это работа с одарёнными детьми и молодежью; работа по методическому сопровождению и развитию педагогических и управленческих кадров. И, конечно, дальнейшая модернизация региональной образовательной инфраструктуры (ремонт, модернизация и строительство объектов образования) для обеспечения доступности и качества образования. Это если вкратце.

- Чем займетесь в первую очередь на новом для Вас посту министра?

- С этого учебного года уже переформатирована деятельность образовательного центра «Алые паруса» в селе Крестово-Городище Чердаклинского района, где уже состоялись первые профильные смены для детей, проявляющих способности в математике. Этот центр начинает работать как региональный по работе с одарёнными детьми. Кроме того, мы заключили соглашение со Всероссийским образовательным центром «Сириус» в Сочи и вошли в число пилотных регионов по участию в федеральной Олимпиаде «Сириуса», направленной на развитие детских способностей в области современной техносферы. Также мы приступили к разработке концепции областной очно-заочной школы «Прометей» по работе с одаренными детьми, дистанционно учиться в которой смогут учащиеся 7-11 классов из любого муниципалитета области. В направлении поддержки педагогов хочется решить проблему адресного методического сопровождения и излишнего документооборота.

- Почему Вы согласились пойти в чиновники? Что это принципиально изменило для Вас?

- Я не шел в чиновники. Я шёл в управленцы. Мне интересно управление образованием, формирование стратегии её развития. А чиновник – это только прилагающееся к этому. Принципиальным изменением на день сегодняшний стало изменение горизонта и масштаба понимания проблем образования.

- Было ли неожиданностью для Вас, что Вам предложат пост министра? Кто предложил? Сразу ли согласились или были сомнения?

- Рекомендовал меня на пост сам губернатор Сергей Морозов. Для меня это стало в большой степени неожиданностью. Если и была какая-то доля ожидания, то очень маленькая и где-то глубоко в моей душе. Известие о том, что меня рекомендовали на пост министра узнал, когда был на учебе в Москве (в 2016 году поступил на обучение в магистратуру «Управление образованием» по специальности «Государственное и муниципальное управление» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», г. Москва). В тот момент я, действительно, испытал большую гамму смешанных чувств: были и сомнения, и испуг, и удивление. Осознаю, что это серьезное доверие и ответственность. На пост согласился, так как считаю, что успел накопить достаточное количество компетенций, есть понимание жизни педагоги изнутри. Но осознаю и вижу, над чем еще профессионально расти.

- Что для Вас стало открытием в работе госслужащего такого ранга?

- Самым главным открытием для меня стало как раз неверное представление в глазах общественности современного чиновника. На мой взгляд, мы живем в новом веке со старыми взглядами, в том числе и на деятельность управленческой команды регионального правительства. Образ «чиновника» у многих устаревший, как образ человека, оторванного от народа. Это уже давно не так. Посмотрите на стиль деятельности Сергея Морозова или Екатерины Уба. Они совершенно открыты, у них много личных встреч. Я бы призвал многих осознать эволюцию современного управления у нас в регионе.

- С предыдущим министром образования Екатериной Уба Вы знакомы не понаслышке, оба являлись в разные годы финалистами всероссийского конкурса «Учитель года». Как ваши отношения складывались раньше и как складываются сейчас?

- Сразу отмечу, я действительно очень рад, что судьба меня познакомила с Екатериной Владимировной. На разных этапах профессиональной деятельности мы с ней менялись: то я её учил и подсказывал, то она. Для меня очень важно мнение Екатерины Владимировны, ее поддержка. Она очень хороший педагог, который отлично учит и умело направляет.

- Как Вы сейчас выстраиваете отношения с губернатором Сергеем Морозовым?

- Наш регион динамично развивающийся. Безусловно, много инновационных идей инициировано лично губернатором. Мне импонирует его устремлённость в будущее и инновационность. Рядом с ним заряжаешься его верой в успешное будущее Ульяновской области. Повторюсь, понимаю, что работа на посту министра - это большая ответственность.

- Расскажите, пожалуйста, о своем педагогическом стаже до того, как Вы пришли в правительственную структуру.

- Педагогический стаж у меня 21 год, из них более 10 лет в школе. В Ульяновской области начинал свой профессиональный путь учителем начальных классов Арчиловской малокомплектной начальной школы Старомайнского района. Этот опыт меня погрузил в особый мир начального образования, где я для себя открыл много нового о детской психологии, о важных аспектах культуры учебной деятельности. Второй школой была Жедяевская средняя школа Старомайнского района, где я уже работал по своей педагогической специальности учителем математики, позже заместителем директора по воспитательной работе. Посчастливилось быть классным руководителем, выпускал класс. Многие из моих выпускников стали учителями. В Шумовской средней школе Ульяновского района работал в должности директора. С 2004 года до недавнего времени работал в системе повышения квалификации педагогов. Считаю, что работал достойно. Всегда пытался учителям привить самые важные и нужные профессиональные компетенции: как мотивировать детей, как грамотно организовывать их учебную деятельность, как планировать, проектировать и проводить хорошие уроки и учебные занятия. Моё пособие «Технология урока» пользовалось спросом не у одного поколения учителей.

- В среде педагогов, родителей школьников, да и самих профильных чиновников много спорят о едином госэкзамене. Выступаете ли Вы за ЕГЭ или являетесь его противником?

- Как и в любой системе, есть свои плюсы и минусы. Я могу сказать, что ЕГЭ показал себя эффективным инструментом внешнего и объективного оценивания качества знаний школьников. Да, он имеет свою специфику. Рад, что вводятся и изменения в рамках его проведения. Например, уменьшается количество заданий с выбором ответа, введена обязательная сдача сочинения.

- Вы – педагог с 20-летним стажем работы. Дайте, пожалуйста, свою оценку разгулу криминала среди подростков, с которым Ульяновск столкнулся в последние несколько лет?

- Хотелось бы сразу подчеркнуть, что не совсем корректно говорить о криминале. Если смотреть на саму проблему по профилактике правонарушений в подростковой и молодежной среде, то, на мой взгляд, её решение лежит не в плоскости школьного образования. Проблему надо искать не в школе. Да, проблема есть, но к ее решению должно быть подключено всё общество в целом. Большая роль лежит на родителях и их вниманию к своим детям; на СМИ, которые формируют образцы для подражания. В социальной психологии было отмечено: что «мелькает» чаще всего перед глазами, то и определяет установки и ценности. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды этого. Интернет, телевидение, СМИ, к сожалению, не формирует образы достойного будущего. Отсюда и отсутствие чётких жизненных целей и планов у современных молодых людей. Всё временно, поверхностно, непрочно. Таких легко сбить… Сегодня мы все вместе, все заинтересованные – от родителей до всех ветвей власти – должны взять на себя ответственность за решение этой проблемы.

Дарья Косаринова