Сегодня, 16 января, судья Ленинского районного суда Елена Хаустова продолжила рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего вице-спикера Законодательного собрания области Алсу Балакишиевой. Экс-депутат обвиняется по ч. 6 ст. 290 (получение взятки в особо крупном размере). Сегодня свои показания дали председатель областного парламента Анатолий Бакаев и экс-градоначальник Димитровграда Николай Горшенин. И тот и другой говорили исключительно добрые слова о подсудимой и высказывали искренние сожаления о том, что она больше не является представителем законодательной власти. Хотя сама Алсу Балкишиева была настроена по отношении к своим бывшим коллегам сурово и не сочла нужным с ними даже поздороваться.
ВЫВЕДИ МЕНЯ ОТСЮДА!
О том, что свидетелями в последнем судебном заседании будут VIP-персоны, было известно заранее. Видимо, именно по этой причине подсудимая Балакишиева перед заседанием заметно нервничала. Встречаться с бывшими коллегами ей явно было неловко. На призыв одного из своих адвокатов поздороваться с Анатолием Бакаевым, который скромно дожидался начала суда в коридоре, Балкишиева презрительно фыркнула:
«Нашелся тоже мне коллега».
Однако, как оказалось впоследствии, председатель ЗСО Анатолий Бакаев был настроен к подсудимой более чем лояльно. В своих показаниях он отзывался о ней исключительно в превосходной степени. Спикер областного парламента пояснил, что с Балакишиевой знаком достаточно давно, но непосредственным ее начальником стал 14 сентября 2012 года:
«Как к депутату у меня не было к ней никаких вопросов. Алсу Харисовна добросовестно исполняла свои обязанности. Всегда имела свою позицию, которую умела отстаивать. Мы нередко с ней спорили, но это были обычные рабочие моменты. Она умела выстраивать отношения, в ее комитете работал квалифицированный аппарат, люди ее уважали».
Далее Бакаев пояснил суду, что с бухгалтером Балакишиевой - Еленой Жидовой - он лично знаком никогда не был и ни разу с ней вживую не общался:
«О Жидовой я услышал первый раз, когда мне как-то позвонила руководитель аппарата и сказала, что у нас в Законодательном собрании проходит обыск ФСБ. Мне пояснили, что обыск был у Жидовой, в связи с ее работой в партийном фонде ЕР. Все это было под грифом «совершенно секретно». Позже я говорил об этом с Балакишиевой и сказал, что пусть поступает со своим сотрудником, как сочтет нужным. Вскоре Жидова подала заявление на увольнение по собственному желанию».
Прокурор Алексей Тихонов, в свою очередь, попытался выяснить у Бакаева, являлась ли подсудимая госслужащей...
Зато на вопрос о том, известно ли ему, что Балакишиева брала взятки, Бакаев ответил уверенно:
«Депутатская деятельность не создает почвы для получения взяток».
Кроме того, как выяснилось, Анатолий Бакаев имел весьма смутное представление о партийном фонде, который возглавляла Балакишиева и даже не знает, где он располагается территориально. Со стороны было заметно, что спикер областного парламента хочет побыстрее уйти из зала суда. Он явно чувствовал себя неуютно в роли свидетеля, поэтому когда вопросы к нему иссякли, вздохнул с явным облегчением и поспешил к выходу.
Через секунду из-за закрытой двери послышался его громкий приказ, адресованный помощнику, который пришел вместе с ним: «Выведи меня отсюда!». Прокурор не смог скрыть ехидную улыбку.
ТАТАРЫ ДРУГ ДРУГА ПОНИМАЮТ И ДРУГ ДРУГУ ПОМОГАЮТ
Следующим свидетелем был приглашен экс-глава Димитровграда Николай Горшенин, который сейчас трудится советником Александра Якунина. Прокурор сразу предупредил Горшенина, что будет задавать ему вопросы, связанные с ремонтом наружного электроосвещения стадиона «Строитель». Именно этот подряд получил Артур Фахрутдинов - внештатный коммерческий директор строительной компании «Аякс», который является ключевым свидетелем обвинения.
К чести Горшенина стоит отметить, что отнекиваться от того, что Фахрутдинов ему звонил и предлагал себя в качестве подрядчика ремонта стадиона, он не стал. По его словам, желающих провести ремонт стадиона было немного, поскольку объект надо было отремонтировать к Чемпионату мира по хоккею, а деньги из бюджета можно было получить только в следующем году. Именно поэтому когда ему напрямую позвонил Артур (так его называл Горшенин), экс-глава Димитровграда порекомендовал ему незамедлительно подавать документы для участия в тендере.
Далее прокурор попытался добиться от свидетеля Горшенина ответа на вопрос, почему именно ему позвонил Артур:
-А вы его не спросили: «Зачем ты мне-то звонишь»?
-Мне… Ну потому что я был заинтересован, чтобы чемпионат мира проходил в Димитровграде. Мы с Алсу Харисовной говорили на эту тему…Она сказала: Я знаю Артура. А я ответил ей, что позвоню ей, когда победитель определится. Надо учиться у татар, они друг друга понимают и друг другу помогают.
Кроме того, Горшенин пояснил суду, что он как глава города не мог повлиять на результаты тендера, подсудимая это хорошо понимала и, естественно, не просила его ни о каком лоббизме. Тем не менее, он не отрицал, что Балкишиева ему звонила и напрямую задавала вопрос: «Когда перегонишь деньги на счета «Аякса?».
По ходу заседания, стало понятно, что тактика стороны защиты Балакишиевой сейчас строится на том, чтобы доказать: Фахрутдинов обратился за помощью к Балкишиевой как к депутату, когда ему стали задерживать оплату за сделанные работы. И покажения Горшенина в эту логику вписывались. На вопрос адвоката о том, что он как депутат делает, когда к нему приходят обиженные предприниматели, Горшенин ответил, ничуть не смутившись: «Реагирую. Обращаюсь напрямую в органы исполнительной власти».
Александра Скворцова