Недавно арестованный экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев, которого подозревают в получении взятки, имеет корни в ульяновском селе Старая Кулатка. Здесь вырос его отец. Сам же министр родился уже в Москве. Однако в 2002 году в статусе высокопоставленного столичного чиновника приезжал в родовое село - посмотреть на дом своей родни. Как произошла встреча Улюкаева с его родственниками, и что сельчане думают об истории, в которую оказался втянут экс-министр, 73online.ru узнал, пообщавшись с родственниками скандального чиновника.

Село Старая Кулатка – одно из немногих в регионе, где 98% жителей составляют татары. Можно сказать, что это государство в государстве, несмотря на то, что само село находится от Татарстана достаточно далеко. Здесь живут по своим устоям и законам. Люди отзывчивые, добрые, по-деревенски открытые и очень либеральные. Прямых и близких родственников Алексея Улюкаева здесь уже практически не осталось.

Большинство его дальней родни (можно сказать «седьмой воды на киселе»), а также уже просто однофамильцев проживают в своих частных домах на, так называемой, «горе Улюкаевых» (так ее прозвали в народе). Живут очень скромно, можно сказать бедно.

Именно здесь, в Старой Кулатке, берут начало родовые корни Алексея Улюкаева – здесь родился его отец – Вали Хусаинович, который ныне проживает в Москве вместе с матерью экс-министра и является кандидатом экономических наук, профессором Государственного университета по землеустройству. Он до сих пор работает.

Здесь же родились две тети и два дяди Алексея. Дед экс-министра тоже родом из Кулатки, работал на шахте в Донбассе, там и женился на украинке, а потом вместе с ней и детьми вернулся в родное село.

Старожилы поселка гордятся тремя земляками - героем Советского Союза Наджибом Нугаевым, председателем Совета Министров Татарской АССР в 1959 — 1966 годы Абдулхаком Абдразяковым. Гордились они и экс-министром экономического развития Алексеем Улюкаевым. До последнего времени.

Одна из его дальних родственниц – местная жительница Энна Абиновна.

Сейчас ей 79 лет, на пенсии, а в прошлом - заслуженная учительница, преподавала в местной школе немецкий и русский языки. Женщина рассказывает:

- В поселок я приехала в 1959 году, замуж вышла за одного из родственников Улюкаева. Он, как получается, был троюродным племянником дедушки Алексея. В общем, «седьмая вода на киселе»… Улюкаевых у нас полно – полсела. Но они никакого отношения к этому министру не имеют. Мы с ним вообще не общались никто. Его отец уехал давно в Москву, там Алексей и родился. Мы, конечно, все родственники между собой, но сейчас уже, наверное, больше однофамильцы. Вся «гора» в селе – Улюкаевы.

- Когда об аресте Алексея узнали, мы не поверили, что что-то такое может быть. Может, подставили?! И чего ему только не хватало? Большой ложкой черную икру ел, мы же вот на 10-12 тысяч рублей обходимся!

- Приезжал он к нам в конце девяностых. Что делал? Да ничего. Даже не общался с нами. Посмотрел там, где их дом стоял. Да не дом был, а уж курятник. Там давно другие живут. Тот-то дом сохранился, а новые хозяева рядом свой поставили, а теперь там сарай. И никто у него из наших местных не просил у него помощи на этой встрече, да и вообще никогда. Помню, муж тогда костюм парадный одел, галстук… пошел к нему на встречу. Говорит, может поздороваюсь с известным родственником, может переговорим с ним. Но там никого к нему не подпустили. Когда человек занимает такой пост, он уже ни родных не признает, никого, думает, всю жизнь будет так. Хотя вот Володин родом-то из Алексеевки – рядом тут, а Саратовскую область как поддерживает!

- Отец Алексея уехал отсюда после десятого класса, выучился, обосновался в Москве. Он был татарином, а потом имя сменил на Валентина, потому что его жена русской была – Варварой. Алексей-то уж русский, а не татарин.

- Я его деда помню, - подключается в разговор подруга Энны Абиновны - Вера. – Он с женой-хохлушкой приехал сюда с Донбасса, где был шахтером. Рассказывали, как у них там жизнь была. А я тогда на почте работала, когда его жена приходила на почту за пенсией, все говорила, как шахтером ее муж работал, как из стаканчика «граненого» водочку пил… Кстати, а дядя Алексея Гаряй в школе у нас черчение преподавал». Да вся семья у них была очень порядочная, воспитанная. И неприятно все это, что фамилия наше сейчас где-то вот так нехорошо вспоминается. Ничего хорошего он для своего села не сделал. Досадно, обидно, что наш земляк так нас подвел, позарившись на деньги. Вот прибавят нам в январе к пенсии 5 тысяч, и то порадуемся!».

- Эта семья Улюкаевых не имеют никакого отношения к нашему поселку, - говорит другая местная жительница Майя. - А чего про этого человека (про министра) говорить-то нам. Он даже не переживает, что с его селом. Кулатка ему на фиг никогда не нужна была. Он не вышел отсюда, у него родители уехали отсюда в 50-х года и ни разу больше не приезжали. Мать была русская и поэтому даже татарских корней у него нету. Отец был татарин, на русской женился, и все время русскую линию держал, и татары здесь вообще ни при чем. Как его отец уехал, ни разу к нам в село не приехал и даже имя свое на русское поменял – вместо Вали стал Валентином. Зачем в Кулатку-то его приплетать! Он вообще ни копейки никогда ни че не дал, хотя к нему ходоки ходили, никогда не поздравил никого, не помогал ни в чем. Если бы он хороший был – Кулатку бы не вспомнили, а как такой криминальный оказался, наш поселок вспомнили. Я говорю и про сына, и про отца. Они Кулатку не признавали никогда. Я и мы все тут вообще их уже не знаем. Он татарские корни не признает. Вы ищите кулаткинские корни? – Нет их здесь. Все, он не наш. Мы отказываемся от него! пусть он в Москве – дети там его, внуки и еще чем там. Не наш он!»

Римма Григорьевна Авясова - бывшая учительница Старокулаткинской школы. Учила отца Алексея Улюкаева, а также его братьев и сестер (их было 6 человек).

Как рассказали в администрации Старой Кулатки, Алексей Улюкаев действительно приезжал в поселок в 2002 году, когда был отправлен в командировку в Ульяновскую область от министерства финансов РФ:

- Он приехал с чиновниками из Ульяновска, тогда губернатором Шаманов был, - рассказывает глава муниципального образования «Старокулаткинский район» Эдуард Ганеев. – Был буквально два часа. Посмотрел на дом, где жили его дед с бабушкой и отец. Постоял, ничего не говорил и сразу уехал. Никаких вопросов не задал, ничем не интересовался. Уверенный такой. Лучше сказать - самоуверенный, не до простого народу ему, чтобы общаться».

Дом семьи Улюкаев расположен на Комсомольской улице. До 1957 года, когда там жила семья и, в частности, отец Алексея, это был добротный дом - небольшой совсем, но пригодный. Сейчас он действительно похож больше на курятник. Новые хозяева построили рядом свой дом, а этот оставили под гараж-склад. Так он и стоит – без окон и дверей.

- Мы купили этот дом лет 40 назад у бабушки Улюкаева за 2 тысячи рублей. Она потом, после смерти мужа, переехала к себе на родину в Украину. И кухня здесь была, и спальня, и прихожая – все в одной небольшой комнатке. – Рассказывает хозяйка Равия Исшакова. - Потом его подняли, обустроили. Жили с мужем, ребенком и свекровью. А когда я второго родила – построили вот тут прямо рядом другой дом. Вот смотрите, теперь у нас здесь все по хозяйству хранится, ну как гараж что ли».

Бывший дом отца Алексея Улюкаева

Антон Степанов