В школах Ульяновска со следующего года планируют ввести уроки политического просвещения. С такой инициативой к областным властям на днях обратилось ульяновское региональное общественное движение работников образования "За советскую школу". Губернатор Сергей Морозов инициативу поддержал.

По словам общественников, ратующих за воскрешение политпросвещения в средних учебных заведениях региона, такие уроки будут способствовать усилению патриотизма в школьниках.

Губернатор Сергей Морозов заявил, что в полной мере разделяет мысли о необходимости политпросвещения, но попросил не допускать «самодеятельности» в этом вопросе. По его мнению, к такой работе необходимо допускать учителей только после «повышения квалификации». Морозов предположил, что этим должны заниматься и в министерстве обороны, поскольку «в педуниверситета мы вряд ли получим ответы, особенно когда идут гибридные войны».

Как заявили в министерстве образования региона, с 2017 года занятия по политпросвещению планируют сделать обязательными во всех ульяновских школах. Преподавать политику будут по единому стандарту - для этих целей в интернете создадут единый региональный сайт, на котором будет размещена информация, которую необходимо будет доносить до школьников.

Отметим, что это не первая попытка приобщить современных детей к политике. Ранее, в 2014 году, депутаты Госдумы от фракции КПРФ подготовили законопроект о возвращении в школьную программу уроков политинформации. Коммунисты предлагали проводить такие занятия два раза в неделю во всех школах России. Однако инициатива не была поддержана другими парламентариями.

73online.ru опросил региональных экспертов, чтобы выяснить, нужны ли уроки политинформации современным ульяновским школьникам.

Депутат Законодательного собрания Ульяновской области, бывший учитель истории Игорь Тихонов

- Я считаю, что внедрение в школы уроков политинформации целесообразно. Сейчас учащиеся нуждаются не столько в информации, сколько в качественной ее интерпретации, трактовке. Современные подростки получили доступ к огромному количеству разнообразной информации из различных, иногда не заслуживающих доверия источников, в том числе, и из интернета. Опираясь на нее, ребята могут сделать неправильные политические выводы. Поэтому, на мой взгляд, современным школьникам нужна помощь в оценке происходящих политических событий.

Руководитель НП «Родительское собрание» Константин Долинин

- Я категорически против уроков политинформации. Во-первых, школьники сейчас и так перегружены информацией. Во-вторых, для чего эти уроки? Я так понимаю, согласие родителей на них браться не будет…. Лично я против того, чтобы мои дети тратили время на получение подобной информации.

В-третьих, кто будет преподавать политинформацию школьникам? У нас в обществе существует множество политических партий, направлений и точек зрения. Думаю, что внедрение занятий подобного рода послужит дополнительным источником создания напряженной обстановки в обществе.

Очевидно, что введение уроков политинформации – это попытка «залатать дыры», прикрыть недостаток воспитательной составляющей в школе, недостаток работы с молодежью. Это не приведет ни к чему хорошему. Считаю, что в школе нужно уделять больше внимания преподаванию литературы, математики, иностранным языкам. А еще – работать с криминогенной подростковой средой.

Политолог Николай Васин

- Как человек, который преподаванием занимался два десятка лет, считаю, что политпросвещение школьникам необходимо. Но оно должно идти без навязывания определенной точки зрения. В рамках таких уроков важно информировать учащихся о положении дел как на российской, так и на международной политической арене. Такие занятия могли бы проходить в рамках школьного предмета «Обществознание». Думаю, не нужно вводить в школах политпросвещение как отдельный предмет, чтобы не перегружать и без того загруженных учеников.

Эксперт ульяновского областного регионального отделения Российского общества политологов, доктор политических наук Арбахан Магомедов

- Важно то, зачем хотят внедрить уроки политпросвещения в средние школы. Я не очень понимаю цель этой идеи, в чем ее смысл. Это напоминает политическую шизофрению. Что это? Попытка вернуть советскую эпоху, возродить идеалы советской школы? Советская школа ушла, а ее опыт пытаются «пристегнуть» к современным образовательным учреждениям? Это признак бессилия. Современная власть не может предложить обществу ничего нового. Может, в армии эта инициатива и была бы оправданной. А вот школа должна учить детей, прежде всего, думать.

Что будут преподавать на этих уроках, под каким углом подавать материал? То, что в нашей стране все хорошо? Что идем правильным путем? Скорее всего, это будет «продавливание», навязывание определенных политических взглядов школьникам. Вряд ли это правильно.

Депутат Законодательного собрания, учитель математики Ростислав Эдварс

- Полагаю, что уроки политического просвещения в современной школе не будут лишними. Конечно, нынешние учащиеся не испытывают недостатка в информации. Однако эта информация должна быть объективной, корректно отражать современную политическую картину мира. Думаю, в регионе должна быть создана экспертная группа, которая бы грамотно направляла процесс получения учениками знаний о современной политике и обществе. Это может быть и кружковая деятельность, где дети смогут обсуждать социально-политические процессы. В образовательных учреждениях, конечно, ведется работа в этом направлении. Например, на уроках обществознания. Но, я считаю, что введение уроков политинформации не будет лишним, поскольку школьникам в условиях обилия получаемой ими информации из интернета и СМИ нужно помочь правильно расставить приоритеты в том, что они видят и слышат, помочь им сформировать объективную оценку происходящих событий.

Доктор политических наук, профессор Нина Дергунова

-Внедрить ли уроки политпросвещения в школу или нет - на этот вопрос нет однозначного ответа. Если говорить об уроках политинформации, какие были в советское время, то в современной школе в такой форме они уже не могут проводиться. Сейчас другая эпоха. С другой стороны, знакомство учащихся с происходящими политическими и социально-экономическими процессами необходимо. Сама идея включенности молодого поколения в политику, в первичный уровень ее обсуждения – очень продуктивная и полезна мысль. Но вопрос в том, кто сможет адекватно и профессионально это сделать в школе - включить молодежь в политпроцесс? На данный момент не существует разработанной концепции, методологии преподавания данного предмета в среднеобразовательной школе. Учителя (и без того загруженные своими предметами) с этой задачей не справятся. Это очень серьезная проблема. Ведь на подобных уроках будет важна подача не только государственной точки зрения на политические события, но и весь спектр подходов и точек зрения, существующих по той или иной общественной проблеме. Необходима разносторонняя оценка событий и разностороннее их представление. Только в этом случае уроки политпросвещения будут себя оправдывать.

Екатерина Липатова