В региональном отделении «Единой России» будет новый руководитель, об этом все чаще говорят в кулуарах. На смену Виктору Корневу, скорее всего, придет, тот, кому предстоит всерьез изменить и форму, и содержание партийной политики в регионе. Кто из местных влиятельных единороссов займет это место? Сможет ли он выполнить свою миссию? Что нужно изменить в первую очередь? Мы пообщались с экспертами.

Николай Васин, политолог

- Региональное отделение ЕР испытывает острую потребность в ярких, сильных политических личностях. Сегодня таковых в ее составе я не вижу. Число людей, поддерживающих ЕР в регионе, падает от одних выборов к другим. В 2007-ом году за них проголосовали 445 тысяч ульяновцев. Спустя 4 года, в 2011-ом – чуть более 300 тысяч. На прошедших выборах – 250 тысяч человек. Два выборных цикла - почти двукратное падение. «Единую Россию» спасает лишь отсутствие серьезной, вменяемой конкуренции. Она удерживает свои позиции не за счет собственной активности, достижений, инициатив, а за счет слабости и невнятности оппозиции. Что делать? Во-первых, изменить кадровую систему. Люди, которые стояли у истоков создания регионального отделения, которые пришли в партию «за идею», а не из-за конъюнктуры – их в партии почти не осталось. Всем заправляют те, кто примкнул впоследствии. Это многих отталкивает. Люди хотят видеть в «Единой России» партию уважаемую, респектабельную, солидную. Но не видят. Ее сопровождают скандалы и раздоры. Партия нуждается в серьезной чистке рядов.

Слияние реготделения с исполнительной властью – это тот фактор, который по сути его и губит. Сегодня «Единая Россия» в Ульяновске воспринимается как структурное подразделение областной администрации, не более того. Реготделению нужно наращивать самостоятельность, влиятельность, обращать на себя внимание. Если этого не сделать, партия в регионе полностью потеряет свое собственное лицо. В общем, нужны другие люди».

Антон Хащенко, политический обозреватель

- Должность секретаря регионального отделения партии предполагает готовность к серьезному уровню публичности – это должен быть публичный политик. Есть ли на скамейке запасных регионального отделения такие люди? Безусловно! Гвоздев, Тихонов, Эдварс хорошо справляются с функциями публичных политиков, Константин Долгов тоже активно осваивается. Хотя, возможно, имеет смысл обратить внимание на совсем новых людей – например, Руслан Кантемиров недавно избрался. Все зависит от импульса, который задаст губернатор – он был и остается главным политиком в Ульяновской области. Не думаю, что стоит ожидать каких-то радикальных перемен, но движение в сторону большей конкурентности, открытости и легитимности обязано наблюдаться – таков очень мощный федеральный тренд.

Нина Дергунова, доктор политических наук, профессор

- Очевидно, что нужны молодые люди, которые ориентируются в современных методах коммуникации, например, в социальных сетях, умеют говорить с молодеющей аудиторией на одном языке. И, наверное, более самостоятельные. Но сложность в том, что губернатор Сергей Морозов как главный актор внутренней политики вряд ли готов к серьезным, не косметическим переменам. Он сам из поколения людей, полностью сформировавшихся еще в советское время. К тому же и во власти уже очень давно, привык к определенному типу взаимоотношений с окружением. Сергей Иванович, по моему мнению, гораздо больше ценит преданность, нежели профессионализм и компетентность. Вряд ли ему понравится самостоятельность нового руководителя реготделения партии, если тот вдруг захочет ее проявить. Поэтому секретарем станет человек, максимально преданный Морозову. Все остальное вторично. Исходя из этого критерия, почти любая кандидатура из обсуждаемых подходит – в партийном активе сейчас остались только преданные и лояльные.

Если ситуацию не менять, то партия продолжит терять свое лицо и доверие избирателей. Но, к «счастью» для самого реготделения, пока существующая система «позволяет» ему обходиться без больших перемен практически безболезненно и беспроблемно, так как основные рычаги влияния находится в руках исполнительной власти».

Илья Паймушкин, политический консультант

- Должность секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» всегда была номинальной, ее занимали люди предпенсионного возраста. Поэтому потребность в молодых эффективных кадрах ощущается в регионе даже больше, чем по всей России. В свое время местные единороссы не смогли удержать в своих рядах молодых и толковых Антона Хащенко, Александра Кошелева, которые сейчас работают в Москве. Совсем затерялся Красаускас. Не находится места мощному профессионалу Дмитрию Травкину. Для ЕР было бы благом, если бы такие люди имели реальную возможность стать во главе отделения. Сегодня есть Константин Долгов – почему нет? Но не стоит переоценивать эту должность – человек, занимающий ее, не способен в принципе изменить что-то всерьез. Это может сделать только исполнительная власть во главе с губернатором Сергеем Морозовым. Но Морозов уже сформировал подходы к работе и кадровой политике, он не захочет ничего принципиально менять. И в этом, как мне кажется, главная проблема ульяновской власти».

Эрнест Старателев, политтехнолог

- Региональное отделение «Единой России» - объективно сильнейшая политическая структура в области. Сила и влиятельность политических структур определяется единственным критерием – результатом, показанным на выборах. И тут все понятно – результат каждой партии прямо пропорционален силе ее регионального отделения. Если честно, я не вижу особой необходимости в каких-то кардинальных переменах в реготделении – оно работает достаточно эффективно. Оно единственное в регионе имеет хоть какую-то внятную структуру. Единороссам достаточно трудно расти и меняться, так как отсутствует серьезная конкуренция. Организационно-партийная работа может быть чуть лучше, чуть хуже, но это погоды не делает. Нужно быть очень волевыми людьми, чтобы в отсутствие конкуренции предпринимать попытки вырасти еще из соображений некой идеальности. Если во главе реготделения станет человек, который в силу, возможно, своих личных карьерных устремлений, не ограничится сугубо партийным менеджментом, а начнет продвигать себя в публичной сфере, нарабатывать свой собственный имидж – это можно будет только приветствовать. Если нет – совершенно ничего страшного. Партия наработала себе огромный запас прочности, сформировала солидный депутатский корпус, мощно представлена в исполнительной власти. В конце концов, главная функция партии власти – обеспечить исполнение решений власти на всех уровнях, где это возможно. С этой задачей ульяновские единороссы успешно справляются.

Евгений Марков