В пятницу, 14 октября, на 73online.ru вышла статья, в которой мы попытались разобраться в том, каковы истинные причины атак на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и кто захотел сорвать региональную программу капитального ремонта в 2017 году. А вечером этого же дня в Фонд поступили три новых бумаги-уведомления от УФАС о начале очередных проверок по факту жалоб, поданных «Симбирским домом». В отношении структуры, которой управляет Нина Сидоранова, начата 19-я по счету проверка.

Выводы, к которым мы пришли в опубликованной ранее статье, были во многом парадоксальны: затянувшаяся «война элит», заложником которой стал Фонд модернизации ЖКК, а орудием такие структуры, как УФАС и полиция, может иметь для Ульяновской области тяжелые последствия. Срыв государственной программы капремонта из-за личного «крестового похода», который объявили отдельные персонажи местной политтусовки, совершенно определенно поставит перед федеральным центром вопрос о том, насколько ситуация с местными элитами является контролируемой и управляемой.

Стояла ли перед «заказчиком» атак на Фонд прямая задача подставить в этой ситуации губернатора Морозова и напрямую ударить по нему, как по человеку, который в первую очередь ответит перед правительством РФ за срыв программы капремонта, - этот вопрос остается пока открытым. Однако совершенно ясно одно: тот, кто решил парализовать работу Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса, чтобы таким образом свести свои личные счеты, не мог не понимать, какие последствия будут у этого шага и на ком ситуация «отыграется» в первую очередь.

В ситуации с Фондом обращает на себя внимание не только «цель», по которой бьют заказчики атак – это тысячи ульяновцев, которые могут остаться без капремонта своих домов, что приведет к повышению градуса социальной напряженности в обществе, и первые должностные лица Ульяновской области. Но и инструменты («оружие»), к которому прибегают «киллеры». И арсенал их впечатляет - от конторы с неопределенной сферой деятельности - «Симбирский дом» и до УФАС и местной полиции, которые принимают на удивление живое участие в "кошмаре" местного Фонда модернизации ЖКК.

О роли МВД в этой темной истории мы напишем отдельный материал. А сейчас оставим пару ремарок о том, как УФАС стал инструментом «наездов» на структуру Сидорановой. Как в те самые незабвенные «лихие 90-е», когда к непокорным и несговорчивым бизнесменам подсылались «братки из органов», которые могли доходчиво и главное вполне легально, с отсылками к закону, объяснить, под какие статьи УК подпадают «несговорчивые» оппоненты.

В материале, который вышел на портале 14 октября, мы упоминали о 16 предписаниях, которые выдало местное УФАС Фонду модернизации ЖКК Ульяновской области. И все они базировались на заявлениях, которые направил к Геннадию Спирчагову «Симбирский дом» - структура, к ЖКХ имеющая весьма опосредованное отношение и больше напоминающая контору по «заготовке рогов и копыт». И на каждое из этих заявлений, даже самое абсурдное, УФАС выдал свое предписание. Так было и 14 октября. Утром на сайте вышла статья, а к вечеру Фонд Сидорановой получил сразу три (!) новых бумаги - уведомления от УФАС о том, что снова поступили жалобы от «Симбирского дома», снова они будут рассмотрены антимонопольщиками. Итого за два месяца – 19 бумаг от УФАС!

Скажем прямо: такое пристальное внимание подчиненных Спирчагова к Фонду модернизации ЖКК было бы вполне понятно и даже похвально - на кону большие деньги и большая социальная ответственность перед людьми. Если бы не одно «но». Основополагающая задача структуры – соблюдение условий конкуренции на рынке и недопущение его монополизации. В качестве примера. Это когда трое в песочнице строят замки, и одному из них кажется, что песок, который ему достался, хуже. А место – темное и сырое. И он обращается в ФАС и говорит: «Мои права ущемлены». И доказывает это: «Вот, мол, не песок, а одни камни. Не то, что у других». И тогда ФАС наводит порядок в песочнице. И это правильно. Потому что у всех троихх строителей должны быть равные права и возможности. И другая ситуация. Когда трое строят что-то в песочнице, их все устраивает, работают, никому не мешают. И тут приходит кто-то четвертый посмотреть. И песочница его, в принципе, не интересует. Но вдруг он заявляет: «Я считаю, что строите вы неправильно. Это должно быть не так!». И приглашает ФАС, и начинает ему навязывать свое видение процесса – не как участник, а как некое «контролирующее лицо». И главный здесь вопрос: нарушены ли в песочнице принципы конкуренции, если никто из строителей на это не жалуется? И должна ли ФАС в этом случае начинать отыгрывать ситуацию так, как это видится наблюдающему со стороны? На наш взгляд - нет. Ибо если ни от одного из участников рынка заявлений о нарушении антимонопольного законодательства не поступило, значит, причин для работы антимонопольщиков нет – это факт.

А между тем аналогичная ситуация сейчас разворачивается вокруг Фонда модернизации ЖКК. Ни одна из компаний, которая планировала и приняла участие в отборе подрядчиков на проведение капремота, не заявила о нарушении принципов конкуренции при организации отбора. Ни одна! И лишь структура «рогов и копыт», которая назначила себя «наблюдать» за процессом, полагает, что при организации отбора нарушаются чьи-то права? Только вот чьи?

И дальше в УФАС летят жалобы - одна за другой, одна абсурднее другой. Но парадокс: антимонопольщики соглашаются с каждой из них, и каждый раз (16 раз к ряду) выносят решение не в пользу Фонда, требуя от Нины Сидорановой устранить те нарушения, которые в ее работе выявил «Симбирский дом». И здесь мы приходим к самому интересному.

Получается, либо «Симбирский дом» со штатом в 3 человека понимает в организации отборов больше, чем Фонд модернизации. Тот самый государственный Фонд, который имеет конкретный положительный опыт реализации программы капремонта в регионе и считается одним из самых сильных в стране (не раз отмечался как лучший на специализированных правительственных форумах).

Либо УФАС, предположительно, находится с «Симбирским домом» на одной стороне и действительно является очень действенным орудием в «борьбе элит», которая сейчас разворачивается в регионе. Иначе как объяснить, что в глазах подчиненных Спирчагова государственная структура – Фонд модернизации ЖКК - всегда неправа. А никому до сего дня неизвестная контора вдруг начала диктовать, как нужно правильно ремонтировать дома. И с ее видением ситуации УФАС согласен полностью и всегда.

Итак, в конце прошлой недели из УФАС в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса поступили очередные три бумаги - уведомления о начале очередной проверки по факту жалоб от «Симбирского дома». Последняя из них - девятнадцатая по счету. А это значит, что давление на Фонд продолжается... И война тоже.

Алена Иванова