За громкими событиями 2016 года – подготовкой и проведением выборов - практически незамеченной осталась региональная проблема, которая, подобно тикающей под ногами бомбе, способна произвести взрыв в информационном пространстве не только Ульяновска, но и всей страны. Государственная программа проведения капремонта в Ульяновской области на 2017 год находится под угрозой срыва.

Невероятно, но факт: приоритетный федеральный проект, на который с трудом собираются миллионы народных рублей и который находится на особом контроле у правительства Дмитрия Медведева, может оказаться сорван из-за региональных, «местячковых» войн ульяновских «элит». Войн, в которые оказались втянуты как госорганы – от Фонда модернизации ЖКХ, ФАС и полиции - и до конкретных персонажей местной политтусовки, которые из-за личных амбиций и обид сознательно готовы подставить губернатора Морозова и профильных чиновников из сферы ЖКХ.

Ведь если в следующем году десятки тысяч ульяновцев вместо обещанного капремонта своих домов получат те же самые протекающие крыши, затопленные подвалы и покрытые грибком стены, то объяснять федеральному центру, почему приоритетную программу капремонта в Ульяновской области попросту сорвали, придется именно Морозову и его подчиненным.

Весь 2016 год Ульяновская область готовилась к проведению выборов. А ульяновский Фонд модернизации ЖКХ, который в конце 2015 года возглавила далекая от политических интриг «коммунальщица» Нина Сидоранова, - отбивался от атак. Скажем прямо: смена главы Фонда модернизации ЖКХ прошла болезненно. Хотя причины этого остались загадкой даже для самой Сидорановой. В интервью, которое она дала 73online.ru еще летом, женщина честно призналась, что не понимает, за что ее травят. Все контракты на работы были разыграны еще ее предшественником – Антоном Климовым, и до осени 2016 года она лишь контролировала ход работ. А между тем давление, с которым столкнулась Сидоранова, было действительно мощным:

«За полгода на Фонд и меня лично в разные структуры - от администрации президента до прокуратуры и следственного комитета - было направлено более 20 анонимок! В них меня обвинили во всех смертных грехах - от того, что с меня нет нужного образования и до того, что я сорвала программу капремонта 2015 года. И это притом, что сама я начала работу, по сути, с 2016 года! И на все эти нелепые, гнусные письма, сочиненные неизвестно-известными авторами, мне приходится отвечать. Честно сказать, я очень устала от давления, которое на меня оказывают те подрядчики и стоящие за ними лица, у которых были, по-видимому, какие-то там договоренности с предыдущим руководством Фонда»,– откровенно призналась Сидоранова.

Дальше - больше. В сентябре 2016 года люди с интересом наблюдали, как формируется «пул» кандидатов в депутаты Госдумы и губернаторы Ульяновской области. Поэтому новость о том, что Фонд реформирования и модернизации ЖКХ начал отбор своего «пула» подрядчиков для проведения капремонта в 2017 году, осталась почти незамеченной. А между тем здесь кипели страсти, похлеще предвыборных.

С первого дня начала отбора подрядчиков Фонд столкнулся с таким мощным давлением со стороны конкретных «доброжелателей», стремящихся, по-видимому, любыми способами сорвать программу капремонта на 2017 год, что здесь поневоле хочется горько пошутить: такую бы энергию, да в мирные цели.

За два месяца было все: заявления в ФАС (16 штук!)– по поводу и без поводов, обыски в офисах подрядчиков, угрозы, запугивания. Очевидно, что люди, которые предприняли попытку парализовать работу Фонда и сорвать программу капремонта на следующий год, к своей «миссии» подошли со знанием дела и с целым арсеналом впечатляющих ресурсов. Им удалось взять под контроль не только ФАС, но и правоохранительные органы, которые активно включились в «междоусобною» войнушку. Судите сами.

Факт первый. За два последних месяца (с момента начала процедуры по отбору подрядчиков для реализации программы капремонта) в ФАС было подано 16 заявлений на незаконность проведения торгов. На каждое заявление ФАС выдавал предписания на устранение нарушений. Каждое предписание Фондом было исполнено. Но колесо крутилось дальше: одно устранили - снова жалоба – снова предписание. И так 16 раз.

Первая странность, которая обращает на себя внимание: все жалобы в ФАС поступали от одной конторы - СРО «Симбирский дом», которой руководит Григорий Николаев. От конторы, которая (внимание!) даже не заявилась на торги! Вопрос первый: откуда такая дотошность у компании, которая не планирует участвовать в распределении лотов на капремонт. Вопрос второй: Откуда такая прыть со стороны УФАС в отстаивании прав предпринимателя, которые не были ущемлены. Еще раз: «Симбирский дом» не собирался участвовать в торгах, преследуя своими жалобами какую-то иную цель, а значит, его права априори не могли быть ущемлены. Какую именно цель хотела достигнуть компания, забрасывая ФАС жалобами, – судить не беремся. Отметим лишь, что по слухам, люди, представляющиеся от «Симбирского дома», выходили в Фонд модернизации ЖКХ с требованием откатов. За это обещали избавить его от своих «наездов».

Еще одна странность в позиции ФАС, которую служба демонстрирует в отношении Фонда модернизации ЖКХ. Все 16 предписаний, которые выдали антимонопольщики, требовали с Нины Сидорановой исполнения закона №44-ФЗ. На каждую такую претензию Сидоранова отвечала, что конкурс на 2017 год разыгрывается по постановлению ульяновского правительства, которое сейчас действует и пока своей силы не утратило. В ответ – тишина. А через неделю - новое предписание, и опять отсылка к федеральному закону. Получалось, как в общении немого с глухим…

Факт второй. Казалось бы, какая связь может быть между структурой ЖКХ - Фондом, против которого не было возбуждено ни одного уголовного дела, и правоохранительными органами? Оказывается, самая тесная. Как сообщают компании, которые заявились на участие в конкурсе, за два последних месяца офисы практически каждой из них посетили представители силовых ведомств. В отдельных случаях была проведена выемка документов, в других – руководителей структур вызывали на допрос в УМВД. Речь не об 1-2 компаниях. Через «молох» полиции прошли почти все, кто только захотел (просто захотел - пока конкурс не разыгран, и победителей в нем нет) заняться капремонтом в 2017 году. Как вам такое «стимулирующее взаимодействие» на бизнес? Очень благоприятная предпринимательская среда, не так ли? Причем люди, которые побывали на допросе, рассказывают, что они пытались выяснить, почему их пригласили в полицию – в чем они подозреваются или по какому уголовному делу проходят свидетелями? Молчание было им ответом. Допросы есть – уголовного дела нет. Пока нет.

Теперь главный вопрос. Кто затеял это «крестовый поход» против Фонда модернизации ЖКХ? Кому выгодно, чтобы его работа была парализована, чтобы конкурс на капремонт был сорван и чтобы в 2017 году тысячи домов остались без обещанных им работ? Эти вопросы мы адресовали в Фонд. Здесь уверены, что во всем этом спектакле, который разыгрывается вокруг далекой от политических интриг Сидорановой уже год, есть что-то «личное», как бы странно это ни звучало. За всеми этими «благородными» целями стоит «кровавая вендетта», которая направлена против конкретных людей, якобы, связанных с Фондом. Говорят, что ниточки кукловода, который режиссирует атаки на Фонд, тянутся из гордумы… Хотя трудно себе представить, что депутат, который априори хорошо политически подкован, не может не понимать опасность тех «плясок», которые устраиваются вокруг Фонда. А последствия их могут быть очень серьезными.

Еще раз. Программа капремонта – это не воля и не желание региона. Хочу проведу – хочу отложу. Это государственная программа, приоритетный проект в сфере ЖКХ, который проводится, в прямом смысле слова, на народные деньги и который из-за этого неоднозначно воспринимается обществом. Программа выполнения капремонта в регионах находится на особом контроле у Кремля. Сейчас ситуация вокруг ульяновского Фонда реформирования ЖКХ зашла в тупик. Еще одна жалоба, еще одно предписание ФАС и все – сроки проведения конкурса пройдут. А это значит, что программа капремонта, согласно которой в 2017 году должны принять участие около 1000 ульяновских домов с протекающими крышами, переполненными фекалиями подвалами, обваливающимися стенами и неисправной проводкой, будет сорвана. Отчет об этом ляжет на стол к премьер-министру Дмитрию Медведеву.

И тогда кто-то должен будет объяснить Медведеву и еще тысячам обманутых ульяновцев, которые несколько лет к ряду сдавали деньги на свою худую крышу и которых опять «кинули», что помешало Ульяновску соблюсти процедуру - разыграть конкурс и провести ремонт на средства, которые уже собраны. Интересно, захотят ли в Кремле услышать зажигательную историю про «личные разборки элит» и «кровавую вендетту», в которую оказались втянуты УФАС и полиция? И кто персонально ответит за срыв программы капремонта в регионе? Заигравшиеся «кукловоды», которые подставляют своими действиями, прежде всего, губернатора и его подчиненных? Или конкретные чиновники их местного ЖКХ, которые весь 2016 год были слишком заняты выборами, чтобы заметить бомбу, которая тикает у них под ногами.

Машина, запущенная против ульяновского Фонда модернизации ЖКХ, работает, как часы и пока не собирается сбавлять свои обороты. Разочаровавшись в силовиках и ФАС, которые не достаточно жестко и результативно, по их мнению, продавливают Сидоранову, организаторы «разборок» обратились выше – в прокуратуру. Как стало известно 73online.ru, на данный момент на рассмотрении у прокурора Ульяновской области Сергея Хуртина лежит «челобитная» от всего того же горемычного «Симбирского дома», в котором ее руководитель просит Хуртина покарать Фонд и избавить Ульяновскую область от всякого намека на конкурс по распределению подрядов на капремонт. Ибо в этом конкурсе есть зло и коррупция. Пусть уж лучше люди с дырявыми крышами посидят. Зато деньги целы будут.

Неизвестно, как отнесется Хуртин к этой бумаге. По крайней мере, пока ход ей не был дан. Остается надеяться, что в Ульяновске найдется хоть одна структура, в деятельности которой вверх возьмут не истерия и личные амбиции, а здравый смысл.

Алена Иванова