Накануне, 11 октября, на УАЗе состоялась ежегодная конференция по исполнению коллективного договора. В мероприятии приняли участие рабочие автозавода и все его руководство, в том числе, и гендиректор Вадим Швецов. Главный вопрос повестки дня – индексация зарплат, а также изменение условий труда на предприятии. На все вопросы трудящихся о том, когда им повысят оклады, Швецов ответил емко и однозначно: индексаций можно не ждать. Мол, УАЗ работает в «ноль». А если количество брака, которое выпускает предприятие, не уменьшится – завод вообще может обанкротиться.
Конференция по исполнению коллективного договора на УАЗе – ежегодная. В этот раз рабочие ждали ее с особым нетерпением. Возможность спросить напрямую Вадима Швецова о насущном автозаводчанам представляется нечасто.
«Мы с интересом ждали, как топ-менеджер на нас отреагирует. На наши неудобные вопросы о зарплате и прочее. Вадим Швецов был очень вежлив – говорил мягко, но в то же время старался быть убедительным. Показательный факт: его выступление и выступление других руководителей завода рабочие встречали тишиной. И только активистов приветствовали аплодисментами. Это о многом говорит. О том социальном напряжении, которое сейчас есть на предприятии», - рассказывает активист завода.
Самые частые вопросы, которые адресовались Швецову, - это, конечно же, про индексацию зарплат. На них, по словам присутствовавших на собрании активистов, ответ был однозначным и жестким: УАЗ сейчас работает в «ноль». Вся оперативная прибыль уходит на ликвидацию брака, который «штампуют» рабочие. Поэтому никакой индексации зарплат ждать не стоит. Мол, сами виноваты. Более того, из уст Швецова прозвучало, что если выработка брака на УАЗе не сократиться, то завод вообще может обанкротиться – к этому есть все предпосылки.
Люди попытались возразить на это: почему в отчетах УАЗа указано, что завод работает в прибыль? А на других предприятиях «Соллерс», получается, никакого кризиса нет, да и на самом УАЗе менеджеры получают московские зарплаты? Вопросы повисли в воздухе.
Помимо зарплат, было озвучено много других проблем. О неравной оплате труда на заводе, о том, что нужно отменять летние корпоративные отпуска (когда УАЗ на три месяца уходит в неоплачиваемые «отгулы»). Рабочие возмущались, что во вторую смену на предприятии не работает врач. Давление померить негде, первую помощь оказать некому. О враче вспомнили после трагического случая – в субботу в цехе «УАЗ-Автокомпонент» погиб сотрудник. Также рабочие жаловались и на холод в производственных помещениях – оказалось, что на заводе из экономии до сих пор не включили отопление:
«В цехах температура – 12-14 градусов. А в кузовном – еще ниже – около 10 градусов. А ведь мы работаем с железом! Представляете, как руки стынут. Через час уже пальцев не чувствуешь. И прислониться некуда –вокруг одно железо. Застынешь моментально. Вот так и работаем… Еще люди рассказывали Швецову, что цеха нуждаются в капитальном ремонте. Если на улице дождь – у нас тоже льет. Капает прямо на головы. Это же невозможно – так работать!».
По словам активистов, Вадим Швецов всех слушал внимательно, никого не перебивал. Но ни по одному глобальному вопросу решение так и не было принято. Решались лишь частные производственные случаи, которые топ-менеджер передавал на контроль своим подчиненным.
«Швецов дал понять: ждать людям нечего. Изменений по зарплатам не будет. Но мы руки не опускаем. Через месяц у нас должна пройти профсоюзная конференция. Планируем на ней озвучить конкретные поручения нашим профсоюзным лидерам. Пусть уже начинают отстаивать наши права, а не защищают руководство завода».
Алена Иванова