Новый руководитель ульяновского «Авиастар-СП» Андрей Капустин на днях обозначил первые изменения в производственном плане авиазавода. Согласно им предприятие откажется от возобновления выпуска легендарного грузового самолета «Руслан» и пассажирского самолета ТУ-204. Новость на авиазаводе удивления не вызвала. Грузовой гигант не производится в Ульяновске с середины 90-х годов. А пассажирский лайнер так и не смог пройти сертификацию и собрать пакет заказов, поэтому в серию выпущен не будет.

По сути, своим заявлением новый директор «Авиастара» Андрей Капустин обозначил первые шаги по «оптимизации» производства авиазавода. Пока на технологическом уровне. Предприятие отказывается от дальнейшей работы по возвращению в серию легендарных самолетов - ТУ-204 и АН-124-100.

Среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204 был создан в СССР в 1980-х годах. Некоторое время он производился в Ульяновске ограниченной серией. Последний вариант самолета - Ту-204СМ прошел испытания. Однако на авиасалоне Singapore Air Show-2016 вице-президент «ОАК» по гражданской авиации Владислав Масалов заявил:

«Лайнер не до конца собрал все сертификаты, это касается самолета и силовой установки. Возможно, стоит рассмотреть вариант консервации самолета с возможностью возобновления производства».

Однако сертификация - не основная проблема Ту-204. Главная - в отсутствии спроса на самолет. Сейчас основной интерес авиакомпаний сосредоточен вокруг МС-21. В будущем он должен будет стать основным российским лайнером для среднемагистральных перелетов. Серийное производство лайнера разворачивается в Иркутске.

Что касается грузового самолета Ан-124-100 «Руслан», то проблемы с возобновлением его производства в Ульяновске аналогичны ТУ-204. Самолеты планировалось запустить в серию до 2020 года. А к 2020 году произвести уже около 60 штук. Но главным условием возобновления производства «Русланов» в Ульяновске должен был стать пакет заказов на них, чтобы производство не было убыточным.

Кроме того, на запуск самолетов в производство, которое было остановлено в 90-х годах, потребуется около 60 млр рублей бюджетных вливаний. Об этом в 2012 году заявил Дмитрий Рогозин.

Еще одна проблема «Руслана» в том, что документы на него находятся на Украине, так как самолет является совместным детищем советско-украинских разработчиков. В 2010 году украинский концерн «Антонов» и российская Объединенная авиастроительная корпорация договорились создать совместную управляющую компанию, которая должна была заняться расширением совместного производства и поставок самолета Ан-124. Однако новая политическая реальность сделала возникновение такой компании невозможным.

В результате отсутствие правового сопровождения самолета, недостаточный пакет заказов на него и отсутствие финансовых вливаний предопределили судьбу «Руслана» - проект заморожен.

«В силу геополитической ситуации возобновление «Русланов не планируется. Государство и ОАК не допустят ухудшения ситуации на предприятии», - заявил Капустин.

Алена Иванова