«Не нужно нам про митинг, не нужно», - закричал кто-то из присутствующих в зале депутатов. Гендиректор «УАЗа», выступавший перед парламентариями из фракции ЕР в ЗСО, прислушался к пожеланиям кричащих и не стал говорить о митинге. Зато рассказал про то, как завод будет переходить на 4-дневную рабочую неделю, чтобы избежать сокращения персонала. И о том, как сам Швецов будет судиться с региональными властями, если они не вернут ему 8 млн рублей.

Сегодня перед областными депутатами от «Единой России» выступил гендиректор «УАЗа» Вадим Швецов. Причина визита топ-менеджера в ЗСО - народные волнения на предприятии и требования людей повысить зарплату. Однако страшное слово «митинг» сегодня в здании Заксобрания было под запретом.

Вадим Швецов - руководитель нового форма. Этот умный и импозантный мужчина с первых минут своего выступления сразу дал понять: это не депутаты вызвали его на ковер. Это он сам решил рассказать, как хорошо складывается на предприятии жизнь несмотря на тяжелую экономическую обстановку в стране.

А еще про то, как он и его команда превратили завод «гаражного типа» с «шабашкой» для сотрудников (так он отозвался об «УАЗе» советского времени) в современное производство.

Впрочем, за «гараж» топ-менеджеру «прилетело» от одного из депутатов старой закалки. Он попросил красивого мужчину не называть так «гиганта», на котором когда-то трудились 27 тыс человек - население небольшого города.

Но это был, пожалуй, единственный случай недопонимания, который имел место быть сегодня между депутатами и Швецовым. По остальным вопросам цвела гармония.

Между сокращением персонала и сокращением рабочей недели выбрали последнее

Хорошо поставленным и убедительным в интонациях голосом Вадим Швецов начал с перспектив «УАЗа».

За 2015 год продажи снизились у всех автозаводов России. У «УАЗа» падение минимальное - всего 2%. За счет продаж «Патриота» предприятию удалось сохраниться на уровне 2014 года.

«За 2015 год «УАЗ» выплатил 1,8 млрд рублей в виде налогов». - Швецов сделал театральную паузу и осмотрел зал. Депутаты почтенно молчали.

«У нас активно идет модернизация и запуск новых видов продукции. В прошлом году в завод было инвестировано 1,3 млрд рублей. На 2016 год мы заложили рост по производству на 11%. Естественно, мы заплатим больше налогов, чем запланировали. А в 2017 году инвестируем в завод и его модернизацию 2,5 млрд рублей».

Депутаты расслабленно слушали про высокие цифры и будоражущие проценты.

Но неожиданно Швецов прервал сладкий рассказ и заявил: чтобы воплотить цифры в жизнь необходимо чем-то поступиться. Тем более, что доходы потенциальных покупателей УАЗиков падают, а государство вообще отказалось от покупки машин для госнужд. Поэтому завод вынужден спасать себя сам.

Швецов дал понять: отказаться от планов по развитию завода он не готов. Запланированные деньги будут инвестированы в производство при любом раскладе. Но где взять эти самые деньги?

Сократить рабочую неделю.

Вадим Швецов управленец нового образца. Нечета прошлым. Он-то точно знает, как именно и под каким соусом нужно подавать неприятную информацию.

«С лета 2016 года «УАЗ» перейдет на сокращенную рабочую неделю. Так, как это уже два года делает АвтоВАЗ...».

Депутаты даже не успели вздохнуть на этой фразе, как Швецов добавил:

-Это нужно сделать, чтобы не допустить сокращения персонала...

Вопросы отпали сами собой - между двух зол выбрали меньшее.

УАЗовцы просят денег, а получат удочки

Далее топ-менеджер перешел к разъяснениям по зарплатам.

По его словам, фонд заработной платы на предприятии постоянно растет. По прошлому году от 35% до 65% - по разным специальностям.

Как мантру, в очередной раз повторили про 28 тыс рублей - средняя зарплата по заводу.

Откуда же тогда берутся недовольные? - сам у себя спросил Швецов.

И сам же себе ответил: люди недовольны системой грейдов, которая сейчас существует на «УАЗе» и которая является единственным способом увеличения их зарплат.

«Грейды - это удочка. Мы дали людям удочку, но сколько карасей они наловят, - зависит от них».

Оказалось, что наловить карасей не так уж и просто.

«Качество автомобилей, которые мы выпускаем, постоянно повышается, машины укомплектованы электроникой. Иногда она стоит дороже кузова авто. И, естественно, мы предъявляем жесткие требования к профессионализму сотрудников».

Швецов отметил: есть недовольные системой грейдов - те, кто не могут сдать по ней тесты-экзамены или, если они достигли последнего грейда. Решение этой проблеме найдено:

«Мы увеличим количество грейдов с 6 до 10 и организуем «мостики», по которым работники с менее оплачиваемых специальностей будут переходить на более оплачиваемые».

Пока Швецов рассказывал, я думала. Люди вышли на митинг, в том числе, с требованием отметить грейды и перевести их на более прозрачную и социально ориентированную систему оплаты труда, когда зарплата индексируется не только потому, что ты научился прыгать, как дрессированная собачка по грейдам, выполняя тестовые задания и сдавая экзамены. А потому что в стране есть инфляция, и оплата труда должна индексироваться хотя бы раз в несколько лет.

В результате, как следовало сегодня из выступления Швецова, уазовцы получили еще более сложную систему мотивации труда и разрешение работать, например, в покрасочном цехе. Потому что только в покрасочном цехе самые высокие зарплаты среди рабочих специальностей автозавода.

Но кто будет думать о грейдах и их социальной ориентированности, когда Швецов пугает сокращениями накануне выборов?

Поэтому депутаты приняли и грейды, и «мостики».

Готов судиться за 8 млн рублей

Подводя итоги озвученной системе мотивации, гендиректор не смог удержаться и дал оценку «УАЗу» прошлых лет. Вот, мол, конечно раньше (до «Соллерса») рабочие получали больше. Но тогда и завод был «гаражом» - гаражным производством, а они сами «шабашили» здесь. Нашабашить можно было много... Но по такой системе жизнь предприятия больше строиться не может. Теперь УАЗ - не гараж, а современное производство.

Бывший работник завода и депутат «старой» закалки не смог сдержаться, отбросил толерантность, свойственную ЕР, и поставил бизнесмена Швецова на место.

«На УАЗе раньше работали 27 тыс человек. И выпускал хорошие машины. Говорить про него, что это был гараж, нельзя. Это неправда».

После этого маска европейского бизнесмена как будто упала с Вадима Швецова. Он ответил неожиданно - очень по-русски и, пожалуй, даже по-мужицки грубо. В формате: а вы мне денег должны. Отдавайте, или я буду с вами судиться.

«Ульяновская область должна мне 8 млн рублей за купленные 2 года назад машины. Может быть, вернете уже деньги. А то судиться мне с вами придется. Отдайте хотя бы долги. Большего от вас не прошу, ни на какую поддержку не рассчитываю», - заявил Швецов.

Обескураженные таким поворотом депутаты опять молчали.

Вера Васина