В канун новогодних праздников Государственная Дума приняла закон «О государственном регулировании торговой деятельности». Однако еще на этапе подготовки документ вызвал ожесточенные споры в обществе. Владельцы федеральных торговых сетей заявили: закон ущемляет права бизнеса и может привести к краху продовольственной системы страны. Законотворцы, напротив, уверены, что жесткие нормы нового закона позволят защитить рядового потребителя от чрезмерной жадности владельцев продовольственного бизнеса. Ульяновские предприниматели, занимающиеся продуктовым ритейлом, также не в восторге от нового закона, однако считают, что региональные особенности делают многие его нормы неактуальными для Ульяновска.

По словам заместителя директора департамента продовольствия и торговли Министерства сельского хозяйства Ульяновской области МАРИНЫ ЕРУСОВОЙ, закон «О государственном регулировании торговой деятельности» для Ульяновской области долгожданный. До него никаких других нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения всех участников торговых отношений (производитель, продавец, потребитель), в российском законодательстве не существовало. «Главная особенность закона в том, что он, прежде всего, защищает права производителя, — отмечает г-жа Ерусова. — Документ дает полное описание того, какими правами обладает поставщик-производитель товаров народного потребления, в какой срок с ним обязана рассчитаться торговая сеть, какие обязательства она несет».
Еще одна важная для Ульяновска сторона закона — его антимонопольная направленность. По словам Марины Ерусовой, в случае, если оборот сети превышает 25% от общего оборота всех аналогичных по сфере деятельности участников регионального рынка, данная торговая организация подпадает под действие нового закона, и уже не будет иметь права открывать новые торговые точки в области.
«Под этот пункт закона могут подпасть сеть «Магнит» и «Потребкооперация». Будет ли им запрещено открывать новые магазины в Ульяновской области, можно будет сказать после того, как в региональном министерстве сельского хозяйства будут произведены все необходимые расчеты», — отметила заместитель директора департамента.
Однако, как отмечает Марина Ерусова, у принятого закона есть и недостатки. Некоторые его положения идут вразрез с политикой регулирования торговой деятельности, принятой в регионе. Так, ульяновское правительство реализует ряд мер по поддержке местного производителя. Предпринимателям предоставляются льготы для реализации продукции на территории области. Однако новый закон такие формы неравной конкуренции между участниками рынка запрещает. А это значит, что с 2010 г. ульяновским предпринимателям предстоит бороться за потребителя на равных условиях с иногородними производителями.
Оценивая особенности нового закона, местные руководители торговых сетей отмечают, что документ не особо повлияет на ведение бизнеса. Один из острых вопросов, регулируемых документом (об установлении торговой наценки), так же не вызывает у местных коммерсантов особого возмущения. По словам предпринимателей, низкий уровень покупательной способности населения Ульяновска, а также жесткая конкуренция между торговыми точками контролируют наценки на социально значимые продукты питания эффективнее любого закона.
Поясним. Одно из основных требований нового закона «О торговле» — установление максимальной торговой наценки на определенный набор «социальных» продуктов. По сути, государство берет на себя контроль над ценами на продукты повседневного спроса. Планируется, что через несколько месяцев появится список продуктов и установленная на них фиксированная ставка максимальной торговой наценки, превышать которую торговым сетям запретят. Контроль за ценами на хлеб, молоко, яйца и прочие социальные продукты возьмет на себя областное министерство сельского хозяйства. Как раз эта норма закона, вызвавшая бурю возмущения у московских предпринимателей (столичные владельцы торговых сетей пригрозили властям продуктовым дефицитом), воспринимается местными предпринимателями спокойно.
По словам коммерческого директора регионального представительства торговой сети «Пятерочка» ИРИНЫ АРГЕНТОВОЙ, «сам местный рынок регулирует цены на социально значимые товары».
Такого же мнения придерживается и гендиректор ОАО «Магнит» СЕРГЕЙ ГАЛИЦКИЙ. «Наценка на социальные продукты у нас сейчас и так минимальная, — отмечает он. — Плюс к этому мы постоянно проводим акции по снижению цены. Теоретически, сделать ульяновский хлеб и молоко еще дешевле можно. Однако, во-первых, уровень снижения цены будет незначительным (существующая наценка сейчас не превышает 3-5%). А во-вторых, недополученную прибыль необходимо будет в любом случае извлечь из продажи других — «несоциальных» — продуктов. Таким образом, удешевление хлеба на 20-50 копеек приведет к подорожанию колбасы, алкоголя, конфет и прочих продуктов».
Что касается бонусов, взимать которые с производителей теперь торговым сетям запрещено, то и эта норма закона, как считают местные бизнесмены, не актуальна для Ульяновска. «Ульяновские сети не сравнить с федеральными. Условия вхождения в наши магазины не сопровождаются какими-либо бонусами», — отмечает коммерческой директор «Пятерочки». А вот в том, что от нового закона выиграет покупатель, г-жа Аргентова сомневается. По ее мнению, особых предпосылок к улучшению положения потребителей документ в себе не содержит.




Текст: Ирина Каленова
Иллюстрация: estb.msn.com