В 2005-2006 гг. Правительство РФ запустило масштабную реформу системы госзакупок, направленную на борьбу с коррупцией. Радикально изменились правила и процедуры государственных закупок в рамках принятия Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», известного сегодня как 94-ФЗ. На вопросы о том, что дала эта реформа и с каким результатом завершился 2009 г. для департамента госзакупок областного министерства экономики, ответила директор департамента ИНГА ПОГОРЕЛОВА.

Инга Анатольевна, что дала эта реформа?


Инга Погорелова:
Закон, вступивший в силу с 1 января 2006 г., установил единые правила размещения как государственных, так и муниципальных заказов. Он предусматривает три схемы размещения: бюджетополучатели могут этим заниматься сами, привлечь специализированную организацию или размещать заказ через уполномоченный орган. В Ульяновской области региональное правительство решило остановиться на последнем варианте — размещение заказов через уполномоченный орган, централизованно. Функция уполномоченного органа ранее была возложена на комитет по государственным закупкам, преобразованный позднее в департамент госзакупок министерства экономики Ульяновской области. Схема размещения следующая: государственные заказчики формируют техническое задание, оно поступает в министерство экономики, департамент госзакупок министерства организует и проводит процедуру размещения заказа (то есть осуществляет выбор поставщиков).

Почему решили остановиться на этой системе?

И. П.:
Во-первых, это позволило увеличить долю размещения заказов на торгах и уменьшить долю заказов бюджетополучателей у единственного источника. Последнее подразумевает размещение заказа без проведения торгов, то есть снижение стоимости не подразумевается. Кроме того, увеличение доли заказов, размещаемых через торги снижает возможность сговора между заказчиком и поставщиком, а значит способствует искоренению коррупции.
Во-вторых, данное нововведение позволило обеспечить наиболее профессиональный, квалифицированный и комплексный подход к сопровождению процедур размещения заказов в целом: организация и проведение процедур осуществляется специально обученными специалистами, кроме того уполномоченный орган также отвечает за ведение официального сайта и реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения, что способствует полной открытости и прозрачности размещения заказа.
В-третьих, это позволило организовывать и проводить совместные торги на поставки одноименных товаров, работ, услуг, потребность в которых есть также у уполномоченных органов муниципальных образований области. Совместные торги предполагают закупку товаров сразу для нескольких заказчиков и, соответственно, большими партиями, что дает существенную экономию. Так, к примеру, закупку лекарств для больниц, продуктов питания для школ и детских садов можно проводить по совместным торгам.
В-четвертых, при такой системе есть возможность четко отследить, как и на что расходуются бюджетные деньги, и насколько их использование эффективно.

С каким результатом департамент госзакупок завершил 2009 г.?

И. П.:
В том году на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд из бюджета Ульяновской области было выделено около 7,4 млрд руб. За 11 месяцев года было размещено 6 млрд. руб., что составляет примерно 81% от суммы выделенных средств. Из них 63% заказов размещено на торгах: конкурсы — 1,25 млрд руб., открытые аукционы — 2,3 млрд руб., аукционы в электронном виде — 0,3 млрд руб. Нужно сказать, что благодаря торгам, за 11 месяцев 2009 г. года удалось сэкономить около 295 млн руб., а за аналогичный период 2008 г. — только 163,4 млн руб. При проведении открытых конкурсов экономия составила 3%, открытых аукционов — 8%, а при проведении электронных аукционов — 10%. Сэкономленные в результате проведения процедур размещения государственного заказа бюджетные средства остаются у государственных заказчиков области, что позволяет перераспределить данные средства.

Почему электронные аукционы экономят больше средств, чем открытые аукционы и конкурсы?


И. П.: Во-первых, при проведении электронного аукциона не устанавливается шаг аукциона, то есть любой участник вправе снизить начальную (максимальную) цену контракта настолько, насколько он пожелает, то есть предложить любую цену контракта.
Во-вторых, электронный аукцион проводится на электронной площадке, где участники регистрируются анонимно, не видят друг друга, и таким образом исключается возможность ценового сговора между участниками. Дополнительно следует отметить, что процедура проведения электронных аукционов предполагает более короткий срок проведения – так, извещение опубликовывается и размещается на электронной площадке не менее чем за 10 дней до даты проведения самого аукциона. Это позволяет быстрее определить поставщика и выполнить заказ.

Многое ли сделал 94-ФЗ для того, чтобы победить коррупцию? Какие меры предпринимаются в Ульяновской области для борьбы с ней?


И. П.: Когда говорят о коррупции в сфере госзакупок, прежде имеют в виду коррупцию среди поставщиков. Факт сговора между поставщиками — давно ни для кого не секрет. Например, несколько участников регистрируются на участие в аукционе, а непосредственно на проведение аукциона приходит один — в итоге аукционы признаются несостоявшимся и продукция (товар, работа, услуга) вынуждена закупаться по начальной цене.
В проведении, например, электронных аукционов, члены аукционной комиссии вообще не участвуют, а победителем выбирается участник, предложивший наименьшую цену, при этом выбор победителя осуществляется автоматически, машиной. Все действия участников размещения заказов — на поверхности, они отражены на официальном сайте, в протоколах и доступны любому желающему.
В 2009 г. в УФАС по Ульяновской области было подано 26 жалоб, и антимонопольная служба рассматривала не только каждую жалобу, но и вела сплошную проверку процедуры размещения заказа в целом. В итоге полностью удовлетворены были только 4 жалобы.

За 4 года существования документа дополнялся несколько раз и вырос по объему в 2,5 раза. Нужны ли еще какие-то поправки, с Вашей точки зрения?

И. П.:
Мы неоднократно направляли в федеральный центр предложения по усовершенствованию закона. Одно из последних писем отправили 16 декабря. В нем мы просим внести в документ несколько поправок. Прежде всего необходимо получить право устанавливать требования к квалификации участников (сейчас мы можем квалификацию только оценивать). Квалификация — это опыт работы, это мощности, это финансовые возможности. И, учитывая, что мы не имеем права такие требования устанавливать, иногда побеждают участники без опыта. Хорошо, если это товар. А если это строительство какого-то здания? Кроме того, мы предлагаем наказывать участников за предоставление недостоверных сведений. Когда чиновник что-то неправильно сделал, начинает работать кодекс административных правонарушений, а за сорванный заказ поставщику ничего не бывает, разве что его включают в реестр недобросовестных поставщиков. А также в этом письме мы прописали ряд предложений по толкованию некоторых профессиональных понятий.

Инга Анатольевна, как Ульяновская область выглядит на фоне других регионов и какие места занимает в различных рейтингах прозрачности госзакупок?

И. П.:
С 2007 г. мы участвуем практически во всех подобных рейтингах. Так, в 2007 г. министерство экономического развития производило мониторинг сайтов органов госзакупок, и наш сайт вошел в десятку лучших — занял четвертую позицию. В том же году нам был присвоен высокий рейтинг прозрачности организационным комитетом проекта «Национальный рейтинг прозрачности». В 2008 г., однако, в том же рейтинге мы спустились на «среднюю прозрачность». Этот год был очень сложным для нас, потому что мы внедряли электронную площадку (электронные аукционы в Ульяновской области стали проводиться с 1 января 2008 г. — прим. «Ульяновск online»). Несмотря на это, мы тогда набрали 26 баллов из 40 возможных и оказались в серединке. А в 2009 г. подобный рейтинг составлял Институт развития свободы информации, и с нашим новым сайтом мы заняли 36 место из 89. Нам присвоили коэффициент информационной доступности 58,91%. Это означает, что на наш сайт легко зайти, достаточно легко с ним работать, удобен поиск, есть нормативная база, контактная информация. В этом рейтинге из всех регионов ПФО нас обошли только Саратовская и Кировская области, а также Пермский край. А вот коэффициент информационной доступности в Чувашии – 53,0%, в Удмуртии – 52,0%, даже в Татарстане, где электронные аукционы проводят с 90-х гг., — всего 58,0%.
Совсем недавно был составлен новый рейтинг. Его составлением при поддержке правительства Москвы и Международной ассамблеи столиц и крупных городов занималось сразу два российских министерства: министерство связи и массовых коммуникаций РФ и министерство регионального развития РФ. По его итогам Ульяновская область получила диплом «за автоматизированный центр контроля государственного заказа», то есть, как раз, за созданную у нас в регионе систему электронных аукционов.


Текст: Ксения Великанова