В начале февраля жители Инзы подняли проблему Диатомового комбината, который, по их словам, отравляет воздух и окрашивает снег в районе предприятия в неестественный розово-желтый цвет. «Запах жженого пластика», «воздух имеет сладковатый привкус», - именно такие высказывания все чаще слышны из уст активистов. Они уверены, что из-за сложной финансовой ситуации завод не меняет свои фильтры. В результате люди рискуют самым дорогим, что у них есть, - своим здоровьем. В экологическом конфликте, который назревает в муниципалитете, разбирался 73online.ru.

Активные инзенцы жалуются в социальных сетях, что завод, который находится рядом с их домами и занимается производством строительных материалов из диатомита, отравляет экологическую обстановку района. Люди вынуждены дышать пылью, которая валит из труб предприятия и которая почему-то больше не удерживается его фильтрами:

«Градообразующее предприятие - это хорошо, но когда оно отравляет жизнь, ничего хорошего. Мы, жители диатомового комбината, просто задыхаемся от пыли, которая сыпется на наши головы, дома и огороды из труб комбината. Посмотрите на снег, он красноречиво говорит за себя. Эта пыль хуже цемента, а наши дети ею дышат. В Инзе полно контролирующих органов, которые за свою работу получают бюджетные деньги, неужели ни санэпидемстанция, ни экологи, ни прокуратура ничего не видят? Или тут опять все, как всегда, куплено, проплачено, и поэтому никому нет дела? Где фильтры? Где очистка?»

Первой тему экологической катастрофы, которая грозит Инзе, подняла студентка Оксана Бердова. По словам девушки, неочищенные промышленные выбросы, которые отравляют город, появились лишь в этом году. До этого предприятие воздух города не отравляло:

«После подачи коллективной жалобы от жителей близлежащих домов ответ от руководства завода был следующим: «Фильтры менять нужно. Но денег на это пока в бюджете нет».

У меня собака светлого окраса с прогулки возвращается в кошмарном виде. Лапы, шерсть и когти у нее стали красными, и не отмываются ничем. По новой собираем подписи. Но, видимо, - это никакой силы не имеет. Вам ли не знать о походах к Мидленко (глава Инзенского района - прим. ред.), и чем они обычно заканчиваются. Ровным счётом - ничем! И да, мы тут жили, и когда этот завод строился, и когда закрывался, и когда ему подарили «новую» жизнь. И никто не против работы данного предприятия. Людей волнуют промышленные выбросы, которые появились лишь в прошлом году».

Бывшая сотрудница Диатомового комбината Татьяна Анникова рассказывает:

«Работала когда-то там... Раньше платили за вредность. Насколько мне известно, сейчас, там супер-пупер оборудование... и нет никакой вредности. А про коричневый снег и коричневую пыль я знаю непонаслышке».

Другие инзенцы возмущаются:

«И не важно, что смертность от онкозаболеваний у нас выше всех остальных, и не важно, что весь Инзенский район, кроме Инзы, «зона», а вы про какую-то там пыль!».

«Это первый завод, вся пыль оттуда, если думать на второй, то он остановлен с декабря, и стоит по сегодняшний день. Да, раньше он неплохо пылил, но сейчас нет - это точно. Знаю, потому что муж там работает».

Депутат районного совета Сергей Плигузов, пожалуй, сейчас единственный в Инзе, кто «взялся» за проблему населения и решил помочь людям. Как он рассказал 73online.ru, 21 января обращение по незаконному загрязнению территории Инзенского района было направлено в природоохранную прокуратуру и Роспотребнадзор.

Плигузов настроен решительно:

«Если через месяц мне не ответят, то буду обращаться уже повторно, только в генеральную прокуратуру. Завод уже много лет занимается добычей диатомита, но не так давно был поделен на два предприятия с разными владельцами. Собственник одного - какой-то датчанин, он поставил современные фильтры, и проблема у местных жителей отпала сама собой. Второй собственник - г-н Никифоров, это именно его завод сейчас отравляет окружающую среду. Говорят, раньше там фильтры регулярно меняли, да и объемы производства были намного меньше. Зимой отчетливо видно, что снег приобрел розовый цвет, в воздухе витает сладковатый запах».

73online.ru связался с владельцем инзенского предприятия, однако, Евгений Никифоров в телефонном разговоре с журналистом отказался признаваться в том, что он «травит» население района: «Это все вранье!», - перешел на крик бизнесмен. В результате конструктивного разговора с ним не получилось.

Тем временем обращение от жителей Инзы, а также депутатский запрос лежат в природоохранной прокуратуре и Роспотребнадзоре. Как пояснили журналисту в надзорных органах, вероятнее всего, здесь будет инициирована внеплановая проверка предприятия на наличие всех разрешающих документов на выбросы. Кроме того, будут взяты пробы воздуха. Если превышение загрязняющих веществ в атмосфере будет зафиксировано - предприятию грозит штраф и даже приостановка работы до момента устранения всех нарушений.

Напомним, завод «Диамикс» запустился в регионе в 1928 году, когда было открыто инзенское месторождение диатомита, запасы которого превышают 70 млн кубометров. В результате в 500 м от карьера был построен производственный комплекс. Правда, тогда он назывался ООО «Диатомовый комбинат». Долгие годы комбинат является лидером в СССР и России в области производства строительных материалов из диатомита, фильтровальных порошков, наполнителей и сорбентов. Данные материалы применяются в химической, аграрной, атомной и нефтяной промышленностях. Продукция ориентирована на экспорт и используется в России как импортозамещающая. В 2009 году комбинат модернизировал свое производство и был переименован в группу компаний «Диамикс».

Председателем совета директоров группы компаний «Диамикс» является бывший вице-губернатор Ульяновской области Евгений Никифоров. Он собственник земли и всего производственного комплекса инзенского завода.

Дарья Косаринова

Фото: соцсети