17 декабря судья Ленинского районного суда Сергей Кочетов начал рассмотрение одного из самых циничных уголовных дел последнего десятилетия - о хищении бюджетных средств на строительстве коммуникаций к автодрому. На скамье подсудимых одиноко сидела бывший руководитель компании ООО «Автопромстрой» Елена Штукатурова, рядом с ней должен был бы находиться и вице-губернатор Николай Доронин, трагически погибший три года назад. Два этих человека являются на данный момент обвиняемыми в деле «Автодрома». Следователь СУ МВД области Светлана Курганова квалифицировала действия подсудимых как мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору. От пострадавшей стороны, которой признали городской комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта (через эту структуру расторговывались федеральные деньги), в суд никто не явился.
Напомним: прокуратура обвинила руководство двух юридических лиц - ОАО «Автодром» и ООО «Автопромстрой», которые были задействованы на строительстве коммуникаций в рамках инвестиционного проекта, в мошенничестве с целью присвоения бюджетных денег.
На данный момент спортивный объект, строительство которого было начато в 2005 году, так и не сдан. Хотя представить на суд общественности его планировали в 2009 году. Пока на его месте функционирует лишь картинг-центр и небольшая открытая трасса.
В самом начале вчерашнего судебного заседания подсудимая Елена Штукатурова сделала громкое заявление. По ее словам, уголовное дело, возбужденное в отношении ее и Николая Доронина, имеет политическую подоплеку и направлено против депутата Госдумы Вадима Харлова. Так в деле о хищении появилось еще одно лицо:
«Я считаю, уголовное дело против меня политическим заказом, направленным против человека, который вновь собирается баллотироваться в Государственную Думу. Кроме того, хочу подчеркнуть, что Доронин не имеет ко всему этому никакого отношения. И я буду это доказывать. И уверена, что если не будет на это высокой политической воли, то дело развалится в суде».
Обвиняемая Штукатурова:
Елена прервала свой монолог на полуслове, в зал вошел судья Кочетов. Судебный процесс начался. Прокурор Алексей Тихонов прочитал судебное обвинение.
По версии следствия, директор ООО «Автопромстрой» Елена Штукатурова выиграла аукцион на право заключения контракта на строительство автодрома. А затем с заказчиком строительства - компанией ОАО «Автодром», являвшейся частью ГК «Максима Х», осуществила противоправные действия - оформила подложные акты выполненных работ, в которых завысила сумму строительства объектов. В результате с декабря 2009 года по сентябрь 2011 года их действия причинили бюджетам инвестиционного фонда Российской Федерации и города Ульяновска ущерб на сумму более 148,6 млн рублей.
В том случае, если обвинитель докажет вину подозреваемых, вдова Доронина и его дети могут лишиться значительной части имущества, унаследованного от покойного. Елене Штукатуровой грозит до 10 лет лишения свободы (ч.4 ст.159 УК РФ).
После оглашения обвинения судья спросил, понятно ли подсудимой, что именно ей предъявляют, и признает ли она свою вину. Штукатурова ответила, что очень хорошо понимает, в чем ее обвиняют, но свою вину не признает в полном объеме. Стоит отметить, что в зале суда в качестве законного представителя обвиняемого присутствовал и сын Николая Доронина - Павел.
В глаза бросалось внешнее сходство сына с отцом, а так же то, что парень очень волновался. Павел напряженно переводил взгляд то на судью, то на прокурора и крепко сжимал руки в кулаки. По-человечески, это очень понятно - о покойниках либо хорошо, либо никак.
Сразу после заявления Штукатуровой о том, что она не признает своей вины, ее адвокат Елена Аликина зачитала свое ходатайство, в котором указала на ошибки следствия.
В частности, Аликина считает, что все обвинения, которые предъявлены ее доверительнице, не конкретны и беспочвенны:
«Считаю обвинение Елены Николаевны необоснованным. Все доводы обвинения - это субъективное мнение следователя. Ни о какой группе лиц, которая совершала мошенничество по предварительному сговору, речи быть не может, поскольку ООО «Автопромстрой» является отдельной организацией, которая не входит в состав какого-либо холдинга. Субподрядчики, с которыми заключала договора моя доверительница, не имеют к ней никаких претензий, с ними полностью расплатились. Кроме того, пострадавшая сторона (городской комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) так же не заявляли претензий к моей подзащитной, пока не завели уголовное дело. Считаю Елену Николаевну не виновной, и в ходе суда будут представлены этому доказательства. Учитывая, что в процессе следствия были допущены неточности и нарушения, считаю, что дело должно быть направлено на доследование».
Адвокат, представляющий интересы вдовы Валентины Доронины - Александр Потурайко - полностью поддержал свою коллегу и заявил, что родственники Доронина с материалами дела вообще не ознакомлены:
«На мой взгляд, очень странно был определен круг законных представителей Доронина. Их определила следователь Светлана Курганова. Это Валентина Доронина, Павел Доронин и Наталья Валяева. Все они должны были быть ознакомлены с делом, с экспертизами. Вместо этого следователь почему-то работала только с Павлом Дорониным. И хотя в деле есть рапорты оперативников о том, что в отношении Дорониной и Валяевой были проведены оперативно-розыскные мероприятия, в это верится мало. Прежде всего, потому что следователю было известно, что Доронина проживает в Москве, однако искали ее почему-то в Ульяновске. В отношении Натальи Валяевой, дочери покойного Доронина, насколько я знаю, вообще никаких действий не предпринималось. По крайне мере, мне она говорила, что ее никто не искал, и никуда не вызывал. Следовательно, два законных представителя обвиняемого на сегодняшний день не ознакомлены с материалами дела, это грубое нарушение закона. Что же касается предъявленного обвинения, то я полностью согласен со своей коллегой - они расплывчаты и неконкретны. Экспертизы, которые присутствуют в деле, считаю, содержат ошибки и неточности. Мое мнение - дело необходимо вернуть в прокуратуру».
Прокурор Тихонов не согласился с позицией адвокатов и заявил, что не видит необходимости возвращать дело на доследование:
«Все неточности и неконкретности можно выяснить в ходе судебного заседания»,- резюмировал он.
Судья объявил перерыв. Через час Кочетов вынес вердикт - вернуть уголовное дело в отношении Доронина и Штукатуровой в прокуратуру. Подсудимая и адвокаты с облегчением выдохнули.
Несмотря на то, что это судебное заседание можно считать первым, слушателей в зале было довольно много. Люди, напряженно следившие за процессом, перешептывались о том, что хотели бы видеть на процессе рядом со Штукатуровой депутата Госдумы Вадима Харлова. Однако тот пока находится на скамейке «запасных» - проходит по делу как свидетель и всячески дистанцируется не только от своего любимого детища «Автодрома», но и от своего когда-то верного друга и надежного партнера Николая Доронина.
Интересная деталь. Адвокат Штукатуровой, которой грозит реальный уголовный срок, часть своего времени в суде потратил не на свою подзащитную, а на то, чтобы убедить присутствующих, что партнер Доронина по бизнесу и идеолог строительства автодрома Вадим Харлов никакого отношения к этому проекту не имеет.
В частности, он взялся убеждать присутствующих, что такой компании, как «Максима Х», в природе не существует и что к строительству объекта она никакого отношения не имеет. Есть «Автопромстрой» - независимая контора. Она строила. С нее и спрос. Отметим, что свою связь с организацией, которую когда-то учреждал лично Харлов, последний также отрицал на допросе у следователей.
Впрочем, спорить с адвокатом Штукатуровой, который почему-то вдруг принялся защищать Харлова, в суде никто не стал.
Сам Вадим Харлов в день суда находился в Ульяновске на торжествах по случаю 20-летия Законодательного собрания. У полиции к нему вопросов нет, ведь по документам он скромный холостяк, владеющий УАЗиком и живущий на государственную зарплату.
73online.ru продолжит следить за развитием событий.
Александра Скворцова