Примерно с 2015 г. на «Авиастаре» возродится серийное производство уникальных грузовых лайнеров Ан-124 «Руслан». Это будет возможно благодаря стартовому заказу Министерства обороны, которое, по поручению президента, купит сразу несколько самолетов. Эта покупка и другие, гражданские, заказы помогут создать порядка 5 тыс. новых рабочих мест на заводе и значительно увеличить налоговые отчисления в региональный бюджет, считают в областном правительстве.
По итогам прошедшего в Ульяновске заседания президиума Госсовета президент РФ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ поручил правительству внести в государственную программу вооружения до 2020 г. закупку нескольких крупнейших в мире транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» для Министерства обороны РФ. «Выпускать эти лайнеры будет входящий в Объединенную авистроительную корпорацию (ОАК) ульяновский завод «Авиастар», и с 2015 г. уже вполне можно будет начать их серийное производство», — рассказал «Ульяновск online» директор департамента корпоративных коммуникаций ОАК КОНСТАНТИН ЛАНТРАТОВ.
По неофициальной информации, Минобороны закажет порядка 20 «Русланов». «Министерство всегда было самым крупным эксплуатантом этих самолетов и основным их заказчиком. И только крупный заказ будет оправдан с коммерческой точки зрения, — подчеркивает г-н Лантратов, — и станет отправной точкой для начала серийного производства».
От того, какой самолет понадобится военным, будет зависеть многое. «Лайнер был разработан в 70-х гг., и если его оставить в том же виде, до начала серийного производства пройдут всего лишь месяцы. Но восстанавливать его в прежнем виде просто не имеет смысла, — говорит г-н Лантратов. — Поэтому понадобятся годы, чтобы начать производить обновленный самолет. Когда лайнеры действительно будут включены в государственную программу, мы будем ждать от Минобороны технического задания, чтобы понять, в каком облике им нужен «Руслан». И тогда совместно с украинским КБ имени О.К. Антонова будем производить модернизацию проекта, а только потом встанет вопрос о запуске лайнеров в серийное производство. Поэтому и стоимость будущих «Русланов» пока оценить трудно. Цена тоже будет зависеть от облика самолета».
Это серийное производство, отмечает он, — не такой уж и простой вопрос и для ульяновского завода. «На «Авиастаре», конечно, можно наладить линию по сборке лайнеров, — объясняет Константин Лантратов. — Проблема в другом — кооперация по очень многим направлениям на предприятии давно умерла: производство длинномерных материалов, авионика, двигатели. Это все должно быть в совершенно новом виде. Кроме того, «Авиастар» сейчас загружен несколькими проектами: это организация производства Ил-76, подготовка к выпуску Ту-204-СМ, в перспективе завод будет заниматься конвертацией лайнеров Airbus 320/321 из пассажирской версии в грузовую. Поэтому возможности и ресурсы предприятия тоже нужно учитывать».
В конечном итоге, и «Авиастару», и Ульяновской области этот проект даст многое, считает первый заместитель председателя облправительства АЛЕКСАНДР ПИНКОВ, ведь «это означает не только увеличение в 2010 г. государственных заказов, но и частных (желание купить несколько «Русланов» уже заявляли авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полет» — прим. «Ульяновск online»), это и стабилизация производственной программы производства, и приток новых квалифицированных кадров за счет создания конструкторского бюро для сопровождения производственного процесса возобновления и модернизации «Русланов».
По словам г-на Пинкова, к началу серийного выпуска будет создано много новых рабочих мест и значительно увеличатся налоговые поступления в областной бюджет. «Мы ожидаем, что после того, как эти лайнеры начнут серийно выпускаться на заводе, количество персонала этого предприятия существенно возрастет и составит почти 11 тыс. человек — сейчас на заводе только 6 тыс. У 5 тыс. жителей Ульяновска появится интересная перспективная работа, достойная заработная плата. А благодаря существенному увеличению налоговых поступлений, повысится общий уровень благосостояния жителей региона, появятся новые перспективы для его развития».
СПРАВКА «УЛЬЯНОВСК ONLINE»:
Ан-124 «Руслан» — уникальный самолет, который не имеет аналогов на мировом рынке по сочетанию грузоподъемности, дальности полетов и стоимости. Он предназначен для перевозки на большую дальность штатной боевой и обеспечивающей техники мотострелковой и воздушно-десантной дивизии, парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов.
Самолет был создан в КБ имени О.К. Антонова (Украина) в 1982 г. Его модификации — Ан-124-100 и Ан-124-100М-150 — выпускались в Киеве и Ульяновске до 1995 г. При взлетном весе около 400 т «Руслан» может перевозить груз весом до 150 т на расстояние более 3 тыс. км.
Текст: Ксения Великанова
Иллюстрация: wikimedia.org