На ульяновском «Авиастаре» готовится линия по конвертации самолетов А320/А321 из пассажирской версии в грузовую. Переоборудование лайнеров будет проходить в рамках реализации совместного российско-европейского проекта. Ожидается, что линия заработает уже в 2012 г., а при выходе на полную производственную мощность завод сможет конвертировать до 30 самолетов в год.

В совместном предприятии Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC) участвуют четыре стороны: Европейский аэрокосмический концерн EADS (представляет интересы немецкой компании Elbe Flugzeugwerke GmbH), Airbus, Объединенная авистроительная корпорация (ОАК) и «Иркут». Доля европейских компаний в уставном капитале СП составила 50% (EADS — 32%, Airbus — 18. Оставшиеся 50% поровну поделили «Иркут» и ОАК. Именно последняя настояла на том, чтобы конвертацию самолетов проводить в Ульяновске, на одной из производственных линий «Авиастара».
Как рассказали «Ульяновск online» в представительстве Airbus в РФ и СНГ, под переделку берутся 15-20-летние пассажирские самолеты А320/А321, в них демонтируется салон и производится установка усиленных полов и погрузочно-разгрузочного оборудования, а также для облегчения загрузки в фюзеляже самолета прорезается большой грузовой люк. «Все работы будут проводиться на территории ульяновского завода «Авиастар-СП», а все комплекты деталей для переоборудования будут поставляться Иркутским авиационным заводом — филиалом корпорации «Иркут», — который также производит ряд компонентов для пассажирских лайнеров А320», — рассказала «Ульяновск online» пресс-секретарь представительства Airbus в РФ и СНГ МАРИЯ ШЛЯХТОВА.
«Эти самолеты станут единственным современным решением в сегменте рынка грузовых лайнеров небольшой вместимости, а также неплохим выбором для обслуживания активно развивающегося рынка перевозок срочных грузов, — подчеркнула г-жа Шляхтова. — Грузовые лайнеры A320/A321 смогут перевозить до 28 т груза по маршрутам протяженностью до 3,7 тыс. км. За счет первоначального дизайна и более широкого поперечного сечения фюзеляжа лайнеры пока единственные в своем классе, приспособленные для перевозки грузов в стандартных контейнерах в грузовом отсеке — это повышает рентабельность грузовых операций. Кроме того, эти самолеты станут самыми экологичными лайнерами в своей категории, обладая самым низким расходом топлива и уровнем вредных выбросов, а также минимальным «звуковым следом».
Соглашение о создании совместного предприятия было подписано в 2007 г., тогда же начались проектные работы на площадках в Тулузе, Гамбурге, Бремене и Дрездене, говорит она. «Сейчас на инженерном плато в Дрездене активно работают около 120 российских инженеров. Там проводятся все необходимые расчеты. Далее начнется фаза изготовления деталей, — отметила Мария Шляхтова. — В 2011 г. будет введена в строй первая линия по конвертации в Дрездене, а в 2012 г. в Ульяновске начнет работать вторая площадка».
Работы по подготовке этой площадки на «Авиастаре» уже начались, подтвердили «Ульяновск online» на предприятии. По словам генерального директора завода МИХАИЛА ШУШПАНОВА, на заводе создается особая группа управленцев — инициативных и перспективных молодых людей, обладающих необходимыми знаниями. Благодаря им «Авиастару» предстоит «освоить новые технологии, внедрить современные стандарты управления и тем самым подняться на достойную ступень в ряду предприятий российского авиастроения».
Таким образом, уже в 2011 г. должен быть выпущен первый прототип конвертированного самолета, а запуск серийного производства намечен на 2012 г. С выходом нового производства на полную мощность в Ульяновске планируется ежегодно производить 20-30 конвертированных лайнеров.
«На сегодняшний день есть один заказчик, — добавила Мария Шляхтова. — В 2008 г. в рамках международного авиационного салона Farnborough лизинговая компания AerCap (Нидерланды) подписала первый контракт с AFC на конвертацию 30 принадлежащих ей пассажирских лайнеров А320/А321 в грузовые версии. Данный заказ обеспечит полную загрузку производственных мощностей на 3 года вперед».

СПРАВКА «УЛЬЯНОВСК ONLINE»:

А320 — семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом Airbus S.A.S. A320 — это двухмоторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. Выпущен в 1988 г.
Является вторым по популярности реактивным пассажирским лайнером после Боинга-737. Сегодня около 200 авиакомпаний мира эксплуатируют более 3,5 тыс. самолетов семейства А320.
А321 — удлинненная на 7 м версия А320.



Текст: Ксения Великанова
Иллюстрация: Airbus