Назначение Анастасия на пост митрополита Симбирского и Новоспасского привело к конфликту внутри РПЦ. В ситуацию даже пришлось вмешаться Патриарху Всея Руси Кириллу. 73online выяснял, кто и почему устроил «православный бунт» и кому это может быть выгодно.
13 июля по новостным лентам распространилась весть о «рокировке», осуществленной Священным Синодом. По его решению митрополит Феофан, около года возглавлявший РПЦ в Ульяновске, был переведен в Казань, а его место митрополита Симбирского и Новоспасского было отдано владыке Анастасию, до того служившего в столице Татарстана.
Возможно, новость осталась бы, что называется, «локальной», но 15 июля два ульяновских священнослужителя - протоиерей, настоятель храма Сретения Господня отец Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин - выступили с обращением к владыке Феофану.
В письме, которое получило широкое распространение на православных интернет-ресурсах и в социальных сетях, клирики выражают сожаление по поводу перевода Феофана на Казанскую кафедру и сетуют, что еще большей болью для них стало назначение на кафедру Симбирскую митрополита Анастасия.
Священники вспомнили о раздутом в СМИ «гей-скандале», который, якобы, случился в одной из семинарий Татарстана.
Так, в 2013 году ряд воспитанников Казанской духовной семинарии, ректором которой был Анастасий, сообщили о сексуальных домогательствах со стороны проректора по воспитательной работе отца Кирилла (Илюхина). Спустя некоторое время главный «оппозиционер» внутри РПЦ, диакон Андрей Кураев, разместил в своем блоге скан письма некоего священника Казанской митрополии, сообщившего, что Анастасий, якобы, сожительствует с молодым человеком по имени Виктор.
В обращении к Феофану отцы Иоанн и Георгий не присоединялись к обвинениям в адрес Анастасия, однако указывали, что 90-е правило свода Карфагенских соборов обязывает священника, обвиненного в каком-либо грехе, в течение года обелить свое имя и представить доказательства своей невиновности.
В обращении также указывается, что согласно документу «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», принятому в феврале 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, Анастасий должен был прекратить клевету в свой адрес при помощи ряда средств - от обращения в СМИ до подачи в суд иска о защите чести и достоинства и требования возбудить уголовное дело.
- Ничего из перечисленного митрополитом Анастасием не было сделано. Материалы, позорящие его, находятся в свободном доступе в сети Internet, и он не обратился в Церковный Суд для защиты своего имени. Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви не можем принять митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя. Просим Вас донести до владыки Анастасия, как Вашего возможного преемника, нашу позицию, которая основана не на желании внести раскол или разделение, а, единственно, на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно, - пишут Косых и Рощупкин.
Священники-бунтари Косых и Рощупкин
Обращение разобрали на цитаты сотни СМИ, в интернете разгорелись жаркие дискуссии. Некоторые комментаторы считали, что информационную войну против Анастасия развязали «враги православия», другие говорили, что в истории замешана политика («Некоторым выгодно, чтобы Анастасий в Ульяновск не пришел и люди Феофана остались во главе кафедры»).
Скандал не остался незамеченным главой РПЦ Патриархом Кириллом. В минувший четверг, 16 июля, Патриарх, якобы, звонил отцу Иоанну. Об этом сообщил диакон Кураев:
«Ему было в жестких и повышенно-приказных тонах повелено понудить всех священников отозвать свои подписи под обращением. Иначе в пожизненный запрет отправятся не только они, но и сам благочинный».
На этом история не закончилась. В пятницу, 17 июля, в Ульяновске состоялся городской Крестный ход, посвященный памяти Святых Царственных мучеников. По завершении хода, у Поклонного Креста, паства окружила протоиерея Иоанна и иерея Георгия с просьбой прояснить их позицию и сказать, что делать им, простым мирянам. На видео видно, что еще один священник, принимавший участие в крестном ходе, явно не разделил желание авторов обращения воспрепятствовать приходу в Симбирскую митрополию Анастасия. Он попытался помешать Иоанну Косых и Георгию Рощупкину вести беседы с людьми о содержании обращения, но те его не послушали - «православный митинг» все-таки состоялся. В ходе выступления батюшки еще раз рассказали, что не верят в обвинения, которым подвергся митрополит Анастасий, однако отметили, что РПЦ - церковь соборная и каноническая, а потому владыка должен либо уйти на покой, либо обелить свое имя. В противном случае, считают священники, пострадает репутация не только Симбирской кафедры, но всей РПЦ. Звонок Патриарха, о котором Иоанн Косых также рассказал пастве, не заставил священников отказаться от давления на Анастасия. Клирики призвали людей подписывать их обращение.
Чем закончится данный скандал предположить сложно. Андрей Кураев уверен, что Косых и Рощупкин будут отстранены от службы. Диакон также приводит слова главного канониста РПЦ профессора-протоиерея Владислава Цыпина, который на вопрос «Есть ли у народа механизм неприятия назначенного епископа?» отвечал:
«Критерий ("маркер") нравственной чистоты епископа один: решение священноначалия. А если кто в народе не согласен - тот раскольник».
Дмитрий Блинов, специально для 73online.ru