Делом жизни Николая Табакова стала довольно редкая профессия - водолаз. Николай служил в подводном спецназе, помогал тренировать боевых дельфинов, участвовал в обеспечении подводной безопасности мальтийского саммита Михаила Горбачёва и Джорджа Буша, за что был награждён орденом «За заслуги в обеспечении национальной безопасности» первой степени. После демобилизации из армии 12 лет работал спасателем на центральном пляже, сейчас возглавляет службу подводно-технических работ МУП «Водоканал». В свободное время он рисует и вышивает гладью. И это не шутка.

Сначала нырять, потом - плавать

- Плавать я научился в пять лет, а нырять - ещё раньше. В школе я занимался дзю-до, бегал на лыжах, крутился на турнике, играл в волейбол и настольный теннис. Когда призвали на службу в армию, попал в водолазы, - вспоминает Николай.

- Судьба моя в этой профессии определилась на всю жизнь. Я служил в спецназе, в отряде борьбы с подводными диверсионными службами и средствами. Отбор был жёсткий. В первую очередь оценивали физические данные и психологическую устойчивость, потому что под водой возникает множество непредвиденных ситуаций. В любой ситуации нужно сохранять хладнокровие и внимательность, не паниковать, не раздражаться.

- В армии я отслужил больше трёх лет, из них восемь месяцев в Эфиопии. Там была наша военная база, доки, мы ремонтировали корабли. Эфиопии принадлежат острова в Красном море с их уникальным подводным миром. Мы базировались на острове Нокра. Вокруг был целый архипелаг. Мелкие острова были рассыпаны, как пшено. Вокруг острова от 20 до 100 метров - кораллы, ракушки, акулы, групера, тунцы и прочая живность. Дальше - много заброшенных кораблей. Мы забирались внутрь и собирали ракушки - драконы. Домой я привёз огромную коллекцию ракушек, кораллов и всего прочего. Одна из задач была - делать сувениры. Например, рыбы-шары, покрытые шипами. Кораллы вывозили целыми военными кораблями. Желающих получить подобный сувенир среди наших начальников было немало.

Орден первой степени

- Вторую в истории встречу двух президентов - Горбачёва и Буша - решили устроить на нейтральной территории, на острове Мальта. Однако существовала опасность диверсий со стороны итальянских боевых пловцов, американских, французских - всех, кто был заинтересован в срыве встречи. Риск был велик. А я к тому моменту отслужил больше трёх лет, должен был демобилизоваться, уже были на руках билеты на поезд. Но тут пришли из КГБ и добровольно-принудительно попросили меня задержаться. Естественно, на такую операцию молодых не пошлют. Отобрали несколько человек, два или три отряда. Я к этому времени был командиром отделения водолазов-разведчиков. Мы обеспечивали круглосуточную подводную охрану в районе днища корабля, день и ночь курсировали по периметру. Всё проводилось в строгой секретности. По периметру корабля стояли моряки с автоматами. Им было дано указание стрелять на поражение в любого, кто бы ни появился на зеркале воды, но, к счастью, никто не всплывал. Всё прошло гладко.

Акулы и касатки

- На Красном море мы занимались подводной охотой, с акулами приходилось встречаться каждый день. Мы вешали на пояс кукан с рыбой. Как только появлялась первая кровь, акулы это сразу чувствовали. Откуда ни возьмись появлялись и начинали вокруг тебя круги нарезать. Акула нападает не сразу, а подходит, изучает свою жертву, потом приближается. Это целый процесс. Ты просто наблюдаешь за её поведением. Пикой её ткнёшь - она отойдёт. И начинает опять круги нарезать. Если акула проявляет агрессию, лучше выбраться в лодку и уйти в другое место, не стрелять. В такой ситуации легко промахнуться, а это уже чревато неприятностями. Вообще за всю мою службу не было случаев нападения акул на людей. Акулы не лезут в толпу, где много купающихся, а ждут, когда кто-то один отплывёт в сторону, вот его и ловят. На тюленей они так же охотятся. Однажды пришлось и с касаткой повстречаться. Касатка - это хищник огромных размеров, её боятся все, включая дельфинов и акул. Она охотится так: разевает рот, мчится на большой скорости и глотает всё, что попадается ей по пути. Я в тот день охотился без акваланга, на дыхании, нырял метров на 10-15. На песчаном дне был огромный камень. Я там подстрелил групера (каменного окуня). Он заметался, стрела встала враспор - ни окуня вытащить, ни стрелу. А уже воздух заканчивается. Я бросил ружьё и собрался всплывать. Вдруг смотрю - что-то огромное несётся в мою сторону. Вокруг меня вся живность бросилась врассыпную. Я и забыл, что воздух закончился, затаился за камнем, касатка пролетела мимо, я бегом наверх. Обошлось...

Боевые дельфины

- Ещё мы участвовали в тренировках дельфинов. Была и такая служба на флоте. Тренировки проходили и в ночное время, и днём. На ночь вокруг Севастопольской бухты ставили боновые заграждения против диверсантов - огромные металлические сети из полуметровых колец. Вдоль этих заграждений курсировали специально обученные дельфины-охранники. В случае появления диверсанта они с разгона должны были его атаковать. Им на нос надевали различные насадки - с сетью, прокалывающую или выстреливающую. Мы должны были показывать им определённый жест, тогда они понимали, что ты свой, и уходили. Если этот жест не показать, дельфин атакует. Однажды то ли водолаз не показал жест, то ли дельфин посчитал его неубедительным. В общем, он подкинул человека носом с размаху так, что выкинув его из воды прямо в лодку. Баркас, кстати, высокий, борт выше метра от воды. Через пару лет животных запретили использовать в военных целях.

Спасатель на пляже

- Много интересных историй связано с работой спасателя на пляже. Часто ночью на пляже уходили под воду машины. Люди приезжали отдыхать. Там крутой уклон, освещение плохое. Люди ставили машины, включали фары и купались. Ручник, видимо не держит. А может, ставят на скорость, но тоже не держит. Уклон большой. Однажды среди ночи на спасательную станцию прибежал мокрый мужик в семейных трусах. Невысокий, худенький, на бомжа похож, к тому же, нетрезвый. Говорит, я замначальника УВД, у меня утонула служебная машина. Как потом выяснилось, он приехал с какой-то мадам купаться. Они уже зашли в воду, тут машина потихоньку скатилась в воду - и поплыла. Окна были закрыты, машина держалась на плаву, постепенно наполняясь водой. Он поплыл за авто, догнал и начал толкать к берегу. Притолкал, и тут она нырнула. Когда он мне всё это рассказал, я ему не поверил. Он мне говорит: «Ты только скажи, что нужно, чтобы машину вытащить. Через полчаса всё будет». Я думаю: «Ну да, конечно, среди ночи с субботы на воскресенье». Но вслух сказал: «Нужен автокран КАТО с длинным выносом стрелы, береговое освещение», - в общем, перечислил всё необходимое, полагая, на этом всё и закончится. Мужичок исчез и вернулся уже в форме полковника. А через полчаса приехало несколько пожарных частей, выставили прожекторы, солдаты бегают туда-сюда, милиция, куча техники. Всё осветили, кран пригнали не один. В общем, машину зацепили и подняли прямо ночью.

Женщин в водолазы не берут

- А вообще профессия спасателя в основном заключается, к сожалению, не в спасении людей, а в извлечении тел утонувших. Чтобы спасти человека, нужны считанные минуты. Я спас всего троих: ребёнка, девушку и мужчину. Просто повезло, что рядом оказался.

- Какие-то необычные животные в Волге водятся? Я видела в музее фотографию сома, которого везли на двух телегах.

- Живность, может, и есть, но видимость в волжской воде нулевая, так что ничего интересного про подводный мир рассказать не могу. На Свияге тоже видимости нет, всё наощупь. Ложишься на дно - и пополз, пока не зацепишь. Один раз я искал утонувшего - и вдруг мне прямо в маску - его лицо. Сердце заколотилось, но я взял себя в руки.

- У меня бы сразу инфаркт случился...

- Вот поэтому женщин в профессиональные водолазы не берут.

- Почему люди тонут?

- Главная причина - алкоголь. Когда человек в нетрезвом состоянии, у него появляется излишняя самоуверенность, он не может рассчитать свои силы. И ныряет в незнакомом месте. Головой обо что-то ударится - и всё. Отключился на секунду, сделал один глоток, а за ним автоматом идут следующие глотки, лёгкие заполняются водой, человек сознание теряет. Тут всё решают доли секунды. Таких случаев очень много, особенно весной. Когда лёд сходит, все едут на природу, выпивают и лезут в воду. Часто такие ситуации заканчиваются печально.

- В течение какого времени можно спасти человека?

- Где-то в течение минут пяти шансы есть. Во-вторых, многое зависит от организма, от возраста, от сердца. Во-вторых, помощь нужно оказывать грамотно. Некоторые, вытащив человека из воды, сразу начинают делать массаж сердца или искусственное дыхание рот-в-рот. А надо в первую очередь лёгкие и дыхательные пути освободить от воды. Способов много: человека можно просто поднять за ноги, чтобы вся жидкость вытекла, либо положить его на плечо или на колено - и только потом массаж и всё остальное. Вообще я когда в первый раз слово «водолаз» услышал, мне почему-то оно показалось смешным. Но оказалось, что работа очень тяжёлая: уборка грунта, сварка, монтаж оборудования. Всё, что делают специалисты на суше, только под водой и вслепую. Это зимой, например, мы устанавливали рыбозащитные устройства (РЗУ) на водозаборный оголовок. Конечно, большую часть времени занимают подготовительные организационные моменты. А сама рутина в основном в аванкамере, отстойнике. На берегу стоят глубокие стаканы. Глубина стакана соответствует глубине Волги на уровне оголовков. В этом месте она сейчас около 10 метров. В стакане тоже метров 10-12. Мы очищаем стаканы от зарастания ракушкой, наноса ила, мусора. Водолазные работы стоят очень дорого, но сами работники получают за свой труд довольно скромную зарплату.

Елена ОГНЕВА

Фото Елены Огневой и из архива Николая Табакова