С первого января в полном объеме прекратило действовать постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, определяющее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Сейчас необходимо осуществить переход на расчеты за отопление в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 - "новые" Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данные Правила предусматривают применение нормативов потребления по отоплению с учетом дифференциации по годам постройки и этажности домов, устанавливаемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

В Ульяновской области ввести новые нормативы уже пытались ранее, но довести дело до конца не получилось - предсказуема была негативная реакция населения. Дело в том, что с введением новых нормативов потребления по отоплению значительно увеличивается плата за отопление у граждан, проживающих в малоэтажных домах (одно-, двухэтажных) постройки до 1999 года, в которых отсутствует техническая возможность установки общедомовых приборов учета. Ни для кого не секрет, что в таких домах живут не самые обеспеченные граждане. И платить по повышенному нормативу социально незащищенные слои населения просто не смогут. Для того чтобы решить эту проблему, в региональном министерстве экономического развития предлагают учесть повышение нормативов при установлении предельного индекса на 2016 год - с тем, чтобы компенсировать разницу малообеспеченным гражданам.

С необходимостью пересмотра нормативов потребления на услуги отопления с 01.01.2015 г., а точнее с проблемой высокого роста платежей для вышеуказанной группы потребителей, столкнулись многие регионы Российской Федерации - Калужская, Владимирская, Костромская, Брянская, Ивановская, Рязанская и другие области.

Эксперты по вопросам ЖКХ все же убеждены: как бы ни была неприятна эта работа, ее нужно начинать.

- Я поддерживаю дифференциацию норматива, - говорит Лилия Овчарова, директор Независимого института социальной политики (г. Москва). - Я считаю, что в любом случае будет проходить оптимизация в этом направлении, и в целом она будет двигаться в сторону снижения норматива. Но дома действительно разные, и дома старой постройки в такой ситуации становятся очень уязвимыми. Поэтому, как социальный экономист, я считаю, что поддержка в первую очередь должна оказываться людям с меньшими доходами.

Сейчас норматив по отоплению в Ульяновской области составляет 0,19 Гкал на кв.м. По сравнению с соседними городами это самый низкий норматив, не учитывающий многих факторов. Как, например, того, что в доме старой постройки тепла уходит в разы больше из-за того, что здание попросту не отвечает нормам энергосбережения. Ресурсоснабжающая организация поставляет такому дому большой объем теплоносителя, и вполне резонно ее желание получить за него соответствующие денежные средства. Не по среднему, а по справедливости. Чтобы каждый потребитель оплачивал ровно тот объем тепла, который ему необходим.

Это было бы проще, если бы во всех домах стояли приборы учета и, в идеале - системы регулирования подачи тепловой энергии. Ульяновский филиал ОАО «Волжская ТГК» принял на себя обязательства оснастить приборами учета все жилые дома, которые обслуживает. И на сегодняшний день выполнил свои обязательства на сто процентов. Неоприборенными остались только те дома, в которых нет технической возможности установить счетчик, и те, жильцы которых не захотели его устанавливать. Читайте - не захотели утруждаться, вникать в проблему, принимать участие в ее решении. Куда проще было переложить ответственность - на энергетиков, на муниципалитет, на кого угодно, чтобы обвинять их потом во всех смертных грехах. В том, что сети в доме рваные, в том, что счета завышенные, а батареи - то чересчур горячие, то, напротив, холодные. Есть такая категория граждан - все им что-то должны, и им никогда не бывает хорошо.

Есть, к счастью, и другие примеры - вроде дома №40 по улице Рябикова. Его жильцы решили самостоятельно снизить плату за общедомовые нужды до минимальных размеров. По электроэнергии у них ОДН вообще «по нулям». Что касается горячего и холодного водоснабжения, то здесь также удалось не только снизить эти показатели, но и стабилизировать их примерно на одних и тех же минимальных цифрах. Конечно, для того чтобы такой успех стал возможным, пришлось немало потрудиться. Как рассказала председатель совета этого дома Светлана Путько, этот дом уже почти два года находится на непосредственном управлении. Иными словами, когда собственники платят за потребленные ресурсы, эти деньги уходят напрямую в «Ульяновскводоканал», «Волжскую ТГК» и «Ульяновскэнерго». Посредничество управляющей компании - ГК «Аметист» - в данном вопросе не используется. Именно это условие позволяет напрямую общаться с ресурсниками, которые ежемесячно сообщают старшему по дому показания общедомовых приборов учета.

В каждом из подъездов есть свой старший. После того как ресурсники передают показания общедомовых приборов (это происходит обычно 20 или 21 числа каждого месяца), старшие обходят все квартиры своего подъезда и заносят в специальные реестры показания электросчетчиков и приборов учета на воду. Затем все собранные показания заносятся в компьютер и получается «общая картина».

После того как старшие по подъездам собрали показания индивидуальных приборов учета со всех квартир, старшая по дому Светлана Путько до 25 числа (это важно!) передает данные либо в РИЦ, либо непосредственно ресурсникам - например, в «Ульяновскэнерго».

Такой подход позволяет полностью исключить какие-либо незаконные манипуляции с индивидуальными счетчиками. Имея сведения за конкретный месяц, старшая сравнивает их с предыдущими показаниями, проверяя, нет ли каких-то «неожиданностей». Если, к примеру, в январе в одной квартире потребили 80 киловатт-час, а в феврале - 30, сразу становится ясно, что электросчетчики в данной квартире нуждаются в дополнительной проверке. И такая проверка обязательно проводится. Особый контроль ведется за «неоприборенными» квартирами.

Причины неконтролируемого роста ОДН хорошо известны: манипуляции с индивидуальными счетчиками (в том числе - намагниченность), несвоевременная подача показаний в РИЦ и наличие квартир, в которых проживает больше людей, чем прописано. Если все эти факторы самими жильцами будут взяты на жесткий контроль, уже через несколько месяцев ОДН можно уменьшить в разы.

Такой вот хозяйский подход - самый эффективный и логичный. Только сами жильцы, не кивая друг на друга, способны навести порядок в собственном доме.


На правах рекламы

Фото предоставлено Пресс-службой Ульяновского филиала ОАО «Волжская ТГК»