Российские банки будут обязаны возвращать своим клиентам деньги, списанные с их пластиковой карты мошенниками до ее блокировки, пишет газета «РБК daily». В этом случае держатель карты понесет убытки в размере до 10% от суммы на счете, но не более трех минимальных размеров оплаты труда — 12,9 тыс. руб. Руководство некоторых банков считает, что обязанность доказывать вину владельца может привести только к росту мошеннических операций и подобные изменения заставят банки заложить все издержки в тарифы на выпуск и обслуживание пластиковых карт. Эксперты «Ульяновск online» поделились своим мнением на этот счет.

Максим ЗдорМаксим Здор, управляющий ульяновским филиалом Международного банка Санкт-Петербурга

С точки зрения потребителя услуг банка, это правильно. Я это предложение поддерживаю, поскольку в последнее время участились случаи несанкционированного доступа к средствам на пластиковых картах. Особенно, если клиенты небрежно относятся к своим картам: либо неправильно хранят их, либо осуществляют оплату за товары и услуги через Интернет. Сейчас очень много троянских программ, которые фиксируют трехзначный код, который обозначен на обороте карты.
Эта инициатива в конечном итоге повысит доверие к банковской системе. А все отношения в банковском бизнесе в первую очередь выстраиваются на доверии. Однако может повысится и количество мошеннических операций. С другой стороны, мошенников везде много, встречаются и недобросовестные клиенты. От мошенников пострадали мои друзья. Они оплачивали через Интернет железнодорожные билеты, у них смогли считать этот код и списать деньги.
Для защиты можно использовать дополнительные сервисы, которые предоставляет банк, — это, например, sms-информирование о транзакции, что позволит оперативно реагировать на протитвоправные действия.
Повышение стоимости пластиковых карт и стоимости их обслуживания, безусловно, справедливо. Банк должен создать како-то страховой фонд для возмещения этих потерь. Так и должно быть в рыночной экономике.

Андрей РедькинАндрей Редькин, коммерческий директор ITECH group


Весь западный мир уже давно живет по таким правилам. Потому что транзакции по платежным картам считаются рискованными, требуют особых правил безопасности. И ответственность за эти транзакции должен нести банк, который обязан обеспечивать необходимый уровень безопасности во время снятия денег в банкоматах.
Что касается роста числа мошеннических операций. Многое зависит от того, какое оборудование использует банк. Если оно самое современное, например, встроенные видеокамеры, банк сможет доказать, что деньги снял сам владелец карты, а не мошенник. И тогда владельцу придется нести ответственность.
Поднимать цены на некоторые услуги в такой ситуациии справедливо, поскольку банки должны закупать системы безопасности и другое необходимое оборудование.

Владимир Ртищев, директор ООО «Амарант РПК»


Думаю, нет смысла утверждать такой закон. Банк и так вернет деньги, списанные мошенниками. У меня был такой опыт пять лет назад и, к счастью, он был положительным. В двух элитных магазинах Швеции сняли все деньги с моего счета. Я никогда не был в Швеции, а уж тем более в тот момент. Я написал заявление, и банк аккуратно мне все вернул через три недели. Если не заходить в «липовые» интернет-магазины, банк все вернет и без внесения в законодательство каких-то изменений.
Ничего плохого нет и в том, если эту инициативу одобрят. Правда, если она будет закреплена законодательно, может появиться возможность того, что мошенничество будет процветать. Однако у банков есть служба безопасности, которая хорошо разбирается в этих вещах.
Что касается повышения стоимости некоторых услуг в случае принятия этой инициативы, разумеется, банки будут вынуждены сделать это. И в результате никто ничего не выиграет. Из-за мошенников для всех остальных законопослушных граждан повысят цены, ставки.

Михаил Покотило, директор ульяновского филиала ОАО «Вымпелком»


В большинстве банков есть специальные услуги по страхованию. Если кто-то боится за свои деньги, может оплатить эту страховку, банк ему в любом случае будет возмещать незаконно списанные деньги. Поэтому в этих поправках я смысла не вижу.
Я не думаю, что они как-то повлияют на количество мошеннических операций, потому что те люди, которые воруют деньги, смотрят не на закон, а на возможность украсть деньги. Всегда есть риск того, что хозяин карты сам снимет деньги, а спишет это на мошенников. И такое существует не только в банках, но и, например, в сфере сотовой связи. Люди могут изготовлять какие-то липовые справки, подложные документы. Те, кто воровал, так и будут это делать. Но я не верю, что законопослушные граждане начнут в массовом порядке какие-то махинации проводить.

Наталья Николаева, советник генерального директора по связям с общественностью ООО «Ульяновскрегионгаз»


Я полагаю эти поправки, если их примут, будут справедливы как в отношении банков, так и в отношении клиентов. Банки, мне кажется, никогда не будут в убытке, там веками сложенная система защиты, там работают профессиональные, думающие люди.
В отношении клиентов банков эта инициатива тоже справедлива. Конечно, лучше получить 90% потерянного, чем вообще ничего. Но при этом 10% — это та самая доля, которую мы недодаем с каждой полученной суммы на благотворительность. Это своеобразное напоминание — 10% дохода отдай на благотворительные цели. Это заставит вспомнить о десятине, которую испокон веку в России отдавали в храм.



Текст: Ксения Великанова
Иллюстрация: adprint.com.ua