В 2017 году в Ульяновске начнут собирать автомобили для государственного проекта «Кортеж». Об этом вчера заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров. На фоне информации о падении объемов производства и опасности сокращений на заводе, эта информация была воспринята на «ура». По мнению аналитиков, реализация этого и других новых проектов УАЗа не только положительно скажется на имидже региона, но и позволит к 2018 году почти на 50% увеличить выручку автозавода.
«Решение было принято в нашу пользу»
В ноябре прошлого года глава Минпромторга России Денис Мантуров объявил, что в ближайшее время в стране будет разыгран тендер на производство автомобилей для перевозки первых лиц государства. Проект был назван «Кортеж». Известно, что сейчас Президент страны Владимир Путин и Премьер-министр Дмитрий Медведев, а также прочие руководители высокого уровня ездят на автобусах и легковых машинах Mercedes. Однако было принято решение о замене немецкой марки отечественными автомобилями.
Первоначально речь шла о том, что наиболее вероятным кандидатом для реализации проекта «Кортеж» станет тольяттинский «АвтоВАЗ». Однако уже 29 января г-н Мантуров огласил другое решение. Сборкой всех автомобилей для первых лиц будет заниматься компания Sollers совместно с Ростехом и входящим в его структуры Росавто. А на днях стало известно, что из всех предприятий, входящих в группу компаний Sollers, отвечать за лимузины и внедорожники для руководителей государства будет именно УАЗ.
В ульяновском Правительстве утверждают, что приложили немало усилий для того, чтобы было принято именно такое решение. «Мы проводили длительные переговоры с руководителем Sollers Вадимом Швецовым и Минпромторгом. К счастью для нас они закончились в нашу пользу», - прокомментировал первый зампред Правительства региона по вопросам экономики и инвестиционных проектов Александр Смекалин. Он также сообщил, что такой крупный госзаказ подразумевает создание новых рабочих мест на УАЗе. «Не секрет, что положение на предприятии было не из лучших. Этот заказ - своеобразный выход из ситуации», - считает чиновник.
Напомним, что по данным федеральных СМИ проект оценивается в 22 - 24 млрд рублей. Он предполагает выпуск 30 тысяч автомобилей в год. На окупаемость он предположительно выйдет к 2023 - 2025 гг.
По данным газеты «Коммерсант», производство начнется в 2017-2018 гг.
Подарок УАЗу и Ульяновской области
Данную информацию пока никак не комментируют на самом УАЗе и рекомендуют обращаться напрямую в Sollers.
Эксперты в секторе автопрома пока довольно сдержанны в своих оценках заказа и дальнейшей деятельности УАЗа. Один их московских экспертов на условиях анонимности признал, что с точки зрения имиджа этот проект положительно скажется на ульяновском предприятии.
Примерно такой же позиции придерживается и аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко. Он полагает, что автозавод реализует проект не полностью. «Не думаю, что в рамках этого проекта заказ будет большим. Вероятно, речь идёт о бронированных версиях внедорожников. Но сам факт, что предприятие будет участвовать в таком проекте, заместив своей продукцией иномарки, можно считать большим плюсом к имиджу УАЗа», - говорит эксперт.
Тем не менее, по его мнению, «получение стабильного государственного заказа» в условиях кризиса можно расценивать как позитивное явление и для завода, и для Ульяновской области, поскольку сохранение рабочих мест на одном из ключевых предприятий будет стабилизировать обстановку в регионе в целом.
Об этом же заявил и Смекалин: «Безусловно, это большое событие не только для автозавода, но и для региона, поскольку это рабочие места и дополнительные поступления от налогов в бюджет».
Другой эксперт, старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Роман Ткачук, сообщил, что разговоры о проекте «Кортеж» на мощностях УАЗа идут уже несколько лет. По его мнению, актуальность проекта повысилась в связи с непростой геополитической ситуацией. "У автомобилей УАЗа наиболее низкая доля зарубежных автокомпонентов среди российских автопроизводителей, что немаловажно в условиях санкций западных стран и ослабления рубля ", - говорит специалист.
По его информации, кроме машин для чиновников, проект предполагает производство новой модели внедорожников на той же платформе. Проект рассчитан на выпуск 30-40 тысяч новых внедорожников ежегодно к 2018 году. Для сравнения - в 2014 году ульяновский завод выпустил 54 тысячи автомобилей. "Последние годы продажи УАЗа стагнируют, поэтому запуск новой платформы назревал в любом случае. Если анонсированный проект будет успешным, рост продаж за несколько лет может составить порядка 50%, - говорит г-н Ткачук. - Объём инвестиций в проект оценивается в 12.4 млрд рублей (треть уже была выделена в 2014 году). В случае успешности проекта, мы ожидаем рост выручки УАЗа в 2 раза к 2018 году, а чистой прибыли - на 50%".
Ранее посильную помощь заводу уже оказывало по мере возможности Правительство региона. Так, буквально несколько недель назад 126 автомобилей УАЗ были закуплены за счет бюджетных средств по программе утилизации. На эти цели было затрачено около 59 млн рублей. Однако такой крупный госзаказ, как "Кортеж" регион обеспечить, конечно, не мог.
Иван Хитонов
Фото с сайта static.diary.ru