Уголовное дело по факту сноса в Майне пристанционной водонапорной башни возбудили недавно в Майнском РОВД, сообщил «Ульяновск online» председатель комитета Ульяновской области по культурному наследию ШАРПУДИН ХАУТИЕВ. Башню, которая является памятником истории, в октябре снесли железнодорожники, посчитав аварийной и опасной для жизни людей. Руководство ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги (КбшЖД), однако, считает, что ответственность за уничтожение памятника истории лежит на комитете — ведь они не предупредили КбшЖД о присвоении башне данного статуса.

Пристанционная водонапорная башня в Майне была построена в 1898 г. организациями железнодорожного транспорта, а с 1988 г. ее перестали использовать, поскольку признали аварийной. «В апреле 2009 г. комиссией ОАО «Желдорконтроль» было проведено обследование водонапорной башни, — рассказала пресс-секретарь ульяновского отделения КбшЖД НАТАЛЬЯ СЕЛЕЗНЕВА. — Согласно акту технического обследования, в фундаменте и кирпичных стенах башни имелись трещины и отверстия, запорная арматура старого образца ремонту не подлежала, деревянные конструкции прогнили, в бетонных плитах под емкостью были трещины, отопительная печь ремонту не подлежала». Башня много лет не эксплуатировалась, подчеркнула она, но находилась в опасной близости от железной дороги и автовокзала, и ее разрушение угрожало здоровью и жизни людей. «Комиссия пришла к выводу о необходимости списания башни с баланса «из-за непригодности к дальнейшей эксплуатации и технической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта», — отметила г-жа Селезнева.
Вся проблема в том, что эта башня оказалась вновь выявленным памятником истории и культуры. Однако руководство КбшЖД заявило, что не знало о присвоенном башне статусе, ведь «комитет по культурному наследию не уведомил их в законном порядке».
«Государственные списки, включающие объекты, охраняемые государством, начали появляться с 1990 г., а в 1999 г. в этот список попали и так называемые вновь выявленные памятники истории. К ним относится и водонапорная башня в Майне», — отметил Шарпудин Хаутиев. Слова о том, что комитет не предупредил железнодорожников о постановке башни на государственную охрану, он считает просто неуместными. «Наш комитет образовался 1 января 2008 г., и, по закону, мы обязаны были предупредить только о тех памятникам, которым данный статус присвоен не ранее 2000 г. — сказал г-н Хаутиев. — Для этой башни подобного уведомления не требовалось, компании имели доступ к государственным спискам и опубликованному в 1999 г. распоряжению главы администрации области. Им сейчас только и остается, что ссылаться на то, что они не были уведомлены».
Мнение железнодорожников на этот счет иное. Они полагают, что статус памятника истории водонапорная башня получила только в 2007 г., а потому комитет по культурному наследию должен был их предупредить о постановке на государственную охрану, чего не сделал.
Кто прав, а кто виноват — разберутся следственные органы. Если правда окажется на стороне комитета, КбшЖД за содеянное ответит, говорит председатель комитета по культурному наследию: «За уничтожение вновь выявленных объектов истории и культуры ч.1 ст.243 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы до двух лет и штрафные санкции». Однако и это наказание он считает слишком мягким. Тогда же будет решена и судьба пристанционной башни. «Если дело будет доведено до суда и будет установлена вина ульяновского отделения КбшЖД, мы, может быть, поставим вопрос о восстановлении памятника», — говорит г-н Хаутиев. В противном случае, считает он, на месте башни железнодорожники построят вокзал.



Текст: Ксения Великанова
Иллюстрация: dic.academic.ru