Сегодня в Ленинском районном суде состоялось очередное заседание по скандальному делу экс-руководителя ульяновского регионального отделения «Россельхозбанка» Сергея Давыдова. Рассматривает дело судья Сергей Сайдяшев, который в процессе очень эмоционален. Подсудимый Сергей Давыдов почти не поднимает глаз, прокурор Олег Леванов иронически корректен, а адвокат Александр Потурайко старается изо всех сил, но его никто не слышит... Представитель потерпевших Максим Шеленков чутко реагирует на каждую подсказку прокурора. Сегодня в суд также была вызвана вдова Николая Доронина Валентина. За тем, как рассматривается дело, наблюдала корреспондент 73online.ru.

А теперь подробности скандального судебного процесса. Суть обвинения заключается в том, что будучи управляющим филиала «Россельхозбанка» Сергей Давыдов якобы путем незамысловатой схемы присвоил себе 2,5 млн рублей. С первого взгляда все кажется предельно просто: Давыдов двум своим сотрудникам - Самойловой и Закамскому - за «особые заслуги» выписывал премии, которые потом беззастенчиво присваивал себе. Точно так же он заставлял Самойлову и Закамского делиться и завышенными отпускными. Все эти факты «нарыли» в результате оперативно-разыскных мероприятий сотрудники ФСБ. Давыдову вменяется хищение в особо крупных размерах, ему грозит до 10 лет тюрьмы.

Поскольку речь идет об экономическом процессе, все довольно запутанно: цифры, балансы, кредиты... Однако интересен общий тон, в котором проходит процесс.

Не верили в компетентность

Первым свидетелем защиты сегодня была независимый аудитор Людмила Беспалова. Не доверяя экспертам, которые в процессе следствия сделали заключения, защитник Давыдова вынужден был обратиться к ней. Александр Потурайко внес ходатайство о приобщении экспертизы к делу, а также о том, чтобы Беспалова выступила в качестве свидетеля. Приобщение экспертизы прошло без сучка и задоринки. А вот против вызова Беспаловой в качестве свидетеля категорически были против строны обвинения. Точнее не так: когда судья задал вопрос представителю обвинения Шеленкову, тот бодро ответил, что он не против. Но тут буквально зашипел прокурор: «Против!». Шуленков поспешил поправиться: «Я против». Одним словом, стало ясно, что сторона обвинения выступает единым фронтом.

В своих показаниях Беспалова пояснила, как именно она делала экспертизу, какими документами пользовалась и откуда взялись ее цифры и факты, которые ставят под сомнения экспертизу, проведенную в процессе следствия. Прокурор долго пытался запутать женщину неудобными вопросами: ставил под сомнения ее квалификацию, методы работы и сердито спрашивал, чем она может объяснить подобные расхождения. Ему вторил и судья. Сергей Сайдяшев также очень сильно сомневался в компетентности Беспаловой, пытая ее, сколько раз той приходилось быть экспертом на подобных судах. Отбивалась аудитор минут сорок и ушла из зала суда с заметным облегчением.

Не сбили с толку

Следующим свидетелем защиты была вдова Николая Доронина Валентина. Поясню: ее вызвали в связи с тем, что сторона защиты настаивает: деньги, которые Давыдов брал у Самойловой и Закамскова, полностью шли на маркетинг и рекламу банка. В частности, 931 тыс. рублей Давыдов отдал Доронину за трансляцию на ГТРК «Репортер» передачи «Крестьянские вести», причем отдал подсудимый Доронину их наличными. Валентина Доронина очень уверенно подтвердила, что на самом деле муж имел деловые отношения с Сергеем Давыдовым. С мужем они много обсуждали контент передачи. Кроме того, она подтвердила, что передача носила рекламный характер и что муж вносил полученные «около миллиона», как частное лицо на развитие компании.

Валентина Доронина рассказала суду о том, что в то время, в 2009 году, подобный заказ для ГТРК «Репортер» был большой удачей, именно поэтому она все так хорошо помнит. Более того, она пояснила, что уже после смерти мужа, разбирая документы нашла акт о проделанной работе, подписанный Дорониным и Давыдовым. Но, к сожалению, она не сохранила документ. Прокурор долго выяснял у Валентины, знает ли она, какая в то время была зона покрытия у «Репортера», сколько стоила минута рекламного времени и почему муж был с ней столь откровенен. Не отставал и судья, несколько раз он язвительно замечал: «Ну муж же вам все говорил», «вы не удивляетесь, что передача шла именно по «Репортеру», а не по другому каналу...», «у вас есть юридическое образование...» Стоит отметить, что Валентина с блеском справилась с ролью свидетельницы, толково и обстоятельно ответила на все вопросы и ушла с высоко поднятой головой.

Не пускают свидетелей

Не могу не написать еще об одном, на мой взгляд, интересном ходатайстве. Дело в том, что большинство свидетелей и сейчас работают в банке. Сторона защиты заявила более 50 работников банка, которые обязаны выполнить свой гражданский долг и прийти на процесс. Адвокат добросовестно разослал заказные письма, но, увы, никто свидетельствовать не спешит. По словам защитника Александра Потурайко, подобное поведение свидетелей связано с тем, что начальство категорически запрещает сотрудникам банка делать то, что они обязаны сделать по закону. Адвокат заявил ходатайство о приложении квитанций заказных писем к делу. Судья его удовлетворил.

«Всплывают» на суде и интересные факты, которые свидетельствуют о возможной фальсификации документов. Дело в том, что в предоставленных следствию документах стоит ряд фамилий сотрудников банка, которые они поменяли в связи с замужеством гораздо позже, чем были составлены документы. В этом суду предстоит разобраться. И очень хочется надеяться, что суд будет беспристрастен.

Хотел нормально работать

И, наконец, самое интересное. Сегодня начался допрос подсудимого Сергея Давыдова. Он рассказал о том, что работа банка очень зависела от выполнения бизнес-плана, который спускали из центрального отделения. В частности, от выполнения бизнес-плана зависело, получат работники премию или нет. Однако выполнить план было трудно, не располагая нужными средствами на рекламу. Тех денег, которые предполагал медиа-план, одобренный Москвой, хватало только на билборд, рекламный блок в газете и размещение котировок валют. Именно эти обстоятельства и послужили поводом для возникновения схемы, которая была предложена Давыдову главным бухгалтером банка. «Абросимова предложила мне следующее: ее знакомые Самойлова и Закамский будут вкладывать личные средства, а она им будет компенсировать их премиями. Все деньги, которые я брал у Самойловой и Закамского, я отдавал на рекламу. Каждый день ко мне в кабинет приходил директор по связям с общественностью Вершинин и приносил мне смету мероприятий. Мы с ним их обсуждали, после чего я ему отдавал деньги». Более того, Давыдов в своих показаниях утверждает, что на различные "пиаровские" мероприятия и подарки он потратил свои личные деньги в сумме около 1 млн рублей.

- Скажите, а зачем вы тратили свои деньги? - вкрадчиво поинтересовался судья.

- Хотел нормально работать. Если бы я не тратил свои деньги, то оказался бы на улице, что, собственно, и случилось.

- Вам вменяется 2,5 млн рублей, - напомнил судья.

- Я признаю только 1,5 млн рублей, - твердо ответил Давыдов.

В перерыве, воспользовавшись случаем, я спросила у Сергея Давыдова: «Наверное пришлось за последнее время столкнуться с предательством?». «Да, - горько вздохнул он. - Пришлось. Отвернулись даже те люди, которых я считал близкими».

Сегодня судья был вынужден прервать допрос подсудимого. По причине того, что судебный секретарь не успевала вести протокол... Такого я еще не встречала.

73online.ru продолжает следить за громким судебным процессом.

Александра Скворцова