«Трамвайный» скандал этой весны удалось отсрочить, но не погасить. Городские власти заявляют о контроле над ситуацией в МУП «Ульяновскэлектротранс», и о том, что выделены средства на погашение кредиторской задолженности перед энергетиками и Пенсионным фондом. Несмотря на эти заявления, реальная ситуация остается напряженной. Пока не ясно, насколько хватит имеющихся сегодня средств и в какой момент в городе может наступить транспортный коллапс. Во всех хитросплетениях истории с муниципальным транспортом разбиралась корреспондент 73online.ru.

Бомба замедленного действия

Напомним, что пристальное внимание к одному из ключевых и, как оказалось, самых проблемных, МУПов Ульяновска было приковано в апреле 2014 года. Именно тогда компания «Ульяновскнерго» заявила, что будет вынуждена прекратить подачу электроэнергии предприятию-должнику, что в свою очередь должно было привести к остановке трамваев в Засвияжье. Несколько недель ситуация находилась в подвешенном состоянии: энергетики и чиновники пеняли друг на друга, а горожане с ужасом ждали 5-го мая, когда могли остановиться трамваи.

Картина представлялась жуткая, сродни апокалипсису: стоящие на путях обесточенные трамваи, забитые людьми маршрутки, идущие пешком на работу горожане... Но всего этого удалось избежать. Вернее, отсрочить.

По информлентам разлетелись сообщения о том, что достигнута договоренность по реструктуризации долга перед «Ульяновскэнерго», который будет погашен в ближайшие месяцы.

Но, как выясняется теперь, все это лишь временные меры. Ситуация на МУПе - бомба замедленного действия. Дело в том, что средства, за счет которых будет погашаться задолженность, - это субсидии, выделенные из городского бюджета на обеспечение работы предприятия, то есть на его банальное функционирование. Речь идет о 200 млн рублей, которые якобы были выделены специально на решение проблем МУПа. Однако реально дополнительного выделения денег из бюджета не было. Речь идет о том, что указанная сумма была предусмотрена для финансирования предприятия в период сентябрь-декабрь 2014 года и в итоге ее просто перекинули на май.

Уже официально подтверждено, что энергетикам заплатят 78,4 млн рублей. Кроме того, из выделенных бюджетных денег будет погашен долг перед Пенсионным фондом в размере 22 млн рублей. К слову, и ремонт трамвайных путей по улице Марата, который обойдется в 32,7 млн рублей, также будет финансироваться за счет этих перекинутых с осени средств.

Предприятие умирает

Понимая, что на все денег может просто-напросто не хватить, чиновники свернули программу капитального ремонта трамвайных путей по ул. Железной Дивизии. Между тем, причин экономить на «Ульяновскэлектротрансе» действительно масса. Сейчас там нет денег даже на базовые нужды. Так, на сегодняшний день 14 исправных троллейбусов стоят без резины, а значит, не могут выйти на линию. Это при том, что резина - необходимая запчасть, которая должна всегда быть в запасе. Более 20 трамваев стоят из-за того, что нет денег на закупку небольших и недорогих партий запчастей. Ежедневно с линии сходит из-за мелких поломок в среднем 22 трамвая и два троллейбуса. В результате всего этого страдают сотни пассажиров. В том числе самая незащищенная часть населения-льготники, которые не могут позволить себе пользоваться коммерческим транспортом.

О том, что городская власть и менеджмент МУП «Ульяновскэлектротранс» работают в этом направлении неэффективно, на недавнем аппаратном совещании заявил губернатор Сергей Морозов. Сразу же после этого был уволен недавно назначенный директор муниципального предприятия, начавший работу с повышения себе зарплаты.

Тем не менее, с его уходом проблема не только не решилась, а даже усугубилась. Крайне трудно оперативно раздать копившиеся годами долги и выровнять финансовую ситуацию на предприятии, которое требует выделения дополнительных субсидий в несколько сотен миллионов рублей.

Сегодня на предприятии трудятся 1744 человека. И если учесть, что субсидии, выделенные, в том числе, на оплату их труда, теперь перераспределены по другим направлениям, в любой момент в МУПе могут начаться перебои с выплатами. Ориентировочно это может случиться уже осенью, ближе к ноябрю. Тогда же предприятие может просто остановиться в том случае, если дополнительные деньги на решение его проблем так и не выделят.

Кому это нужно?

Возникает справедливый вопрос, зачем так долго и упорно предприятие подводили к столь тяжелому положению? Что это: неэффективный менеджмент или чье-то осознанное желание угробить один из главных видов городского транспорта?

Если вести речь о втором варианте, то на ум приходят сразу несколько мыслей. Первая: кто-то умышленно лоббирует закрытие городского электротранспорта, расширяя таким образом рынок «маршруткам». Вариант второй подразумевает, что лоббируются интересы крупных застройщиков, которые хотят прибрать к рукам земельные участки, где сегодня расположены трамвайные депо. Хочется верить, что ни тот, ни другой сценарий в Ульяновске реализован не будет. Тем более что подобные печальные примеры в других городах России показали, чем это может обернуться. Достаточно вспомнить Воронеж, где в 2009 году вырезали рельсы и закрыли депо. Итог: в 2015-2017 гг. в этом городе будет выделено 2 млрд рублей на строительство новых путей и закупку подвижного состава, потому что транспортная проблема от закрытия электротранспорта лишь усугубилась. В настоящее время Воронеж «задыхается» от смога.

И нам лучше учиться на чужих ошибках, когда речь идет о таких серьезных вещах. Тем более что в конечном итоге расплачиваться за ошибки чиновников придется простым горожанам...


Александра Скворцова

фото с сайта tf1.mosfont.ru