На втором заседании по громкому делу экс-министра строительства региона Михаила Шканова выяснилось, почему в процессе следствия его предполагаемая подельница Наталья Григорова недолгое время лежала в «психушке». Подробности этой судебно-психиатрической истории просто потрясают. Через десять лет после того, как у Натальи в аварии погибли любимый дедушка и отец, родственник виновника ДТП - следователь СК Валерий Саенко - вел ее уголовное дело. Из-за этого, согласно показаниям родной сестры Григоровой Надежды Крыловой, у нее случился в процесс следствия нервный срыв. Об этих и других неожиданных деталях дела, корреспондент 73online.ru узнала в зале суда.
Где деньги, Зин?
Второе заседание по громкому делу экс-министра строительства Михаила Шканова вскрыло много интересных деталей того, как, собственно, проходило следствие. В процессе допроса Александра Нагорного, который сейчас занимает должность начальника отдела экономической безопасности УМВД по Ульяновской области, в частности, выяснилось, что деньги, которые давали потерпевшему Александру Дроздову для дачи взятки подсудимой Григоровой, до сих пор не возвращены в фонд государства. Поясню, что потерпевший Александр Дроздов в ходе оперативных мероприятий брал у сотрудников ОБЭП деньги, которые на следующий день вернул сотрудникам полиции. Куда эти деньги делись дальше, непонятно. По крайне мере, по утверждению адвоката Шканова Александра Паулова, документов, которые бы указывали на возвращение денег, в деле нет. Между тем, речь идет о сумме в 50 000 рублей.
Чуть не лишилась рассудка
И еще одна интересная деталь судебного заседания. По показаниям сестры подсудимой Надежды Крыловой, Наталья Григорова воспитывалась с дедушкой и бабушкой, пока родители уехали работать в Сибирь. Одиннадцать лет назад любимый дедушка и отец Григоровой погибли в автокатастрофе, ее виновником был некто Саенко. Впоследствии его родственник следователь СК Валерий Саенко вел дело Шканова и Григоровой. Кроме того, в своих показаниях Надежда Крылова рассказала, что в 2011 году Григорова хотела родить ребенка, но не смогла. Это обстоятельство тоже очень сильно повлияло на ее психическое состояние. Одним словом, сразу после задержания и в процессе следствия Наталья Григорова, судя по всему, была не слишком адекватна.
Купленный понятой?
Еще один интересный момент судебного заседания - это допрос свидетеля Максима Клинка. Он был понятым при проведении оперативно-следственных мероприятий с участием Александра Дроздова, который и написал заявление в полицию по поводу Григоровой, которая якобы вымогала у него деньги за лоббирование интересов при получении гранта от областного Правительства на предпринимательскую деятельность. Максим Клинк, на мой взгляд, - это образец гражданской совести. Представьте себе, его случайно остановили недалеко от отделения ОБЭП, которое находится на улице Ватутина, оперуполномоченный Попов. Клинк решил выполнить свой гражданский долг, стать понятым и для этого в течение двух дней добровольно ходил в полицию: наблюдал за выдачей Дроздову аппаратуры, переписыванием денег, присутствовал при обратной передаче денег Дроздовым. Причем спустя два года Клинк детально вспоминал все фамилии, имена и обстоятельства. У адвокатов возник вопрос, не платили ли сотрудники полиции ему денег за «понятого», на что Клинк ответил, что руководствовался исключительно гражданской позицией.
Допросили и потерпевшего Дроздова, который не только написал заявление в полицию на Григорову, но и подтянул троих своих друзей, которые тоже впоследствии стали потерпевшими. Дроздов не отрицал, что Григорова помогла ему составлять бизнес-план, исправляла его ошибки и всячески с ним занималась. Кстати, благодаря стараниям Григоровой Дроздов все-таки получил грант от Правительства. Однако это не помешало ему обвинить Григорову в вымогательстве. Хотя Наталья Григорова заявила о том, что просто помогала предпринимателям делать необходимую документацию для получения грантов, и стоимость своей работы обговаривала «на берегу».
Стоит отметить, что ни один из свидетелей не назвал фамилию Шканова, никто с ним знаком не был. Адвокат Михаила Шканова Александр Паулов пояснил, что уже на протяжении двух лет он и его подзащитный пытаются доказать, что Шканов к деятельности Григоровой не причастен. «Мы это говорили всем, что Михаил Иванович совершенно не причастен к тому, что делала Григорова. И свидетельские показания, как вы видите, это подтверждают».
Александра Скворцова
фото с сайта mosaica.ru