Со дня на день завершится банкротство некогда крупнейшего племзавода региона - «Стройпластмасс-агрпродукт». Что сегодня осталось от предприятия? Кому достанутся деньги за свиней и коров? Поучат ли простые работяги оплату своего тяжелого труда? Журналисты 73online.ru побывали на месте событий, чтобы узнать новые подробности этой грустной истории о банкротстве.
Ульяновский район. Села Подомасово и Салмановка, практически слившиеся друг с другом. При въезде на территорию племзавода «Стройпластмасс-агрпродукт», который находится в этом районе, нас встречает пафосная надпись на заборе: «Россия: сохраним и возвеличим!». Не знаем, как там насчет России-матушки, а вот бывшее когда-то одним из флагманов региона животноводческое хозяйство, управляемое до банкротства господином Равилем Насыровым, сохранить явно не удалось.
Подъезжаем к воротам агропромышленного комплекса, в котором некогда было 6500 голов племенных свиней крупной белой породы и примерно столько же коров элитных пород. Невооруженным глазом видны огромные, но пустые корпуса бетонных ангаров. И ни души на горизонте. Только два охранника.
Пропустить нас на территорию они отказываются, сославшись на риск потерять работу. Как оказалось, терять им есть что, в отличие от всех остальных работников некогда гиганта сельхозпроизводства. Охранники, как сотрудники ЧОПа, зарплату получают регулярно. А вот труженики племзавода денег не видели уже давно.
Одна из сотрудниц предприятия, которую нам удалось встретить на входе после часа ожидания, на условиях анонимности рассказала, что зарплату на "Агропродукте" не платят уже четыре месяца, начиная с сентября. Это нас откровенно шокировало, если учесть те «драконовские» меры, которые обещал подобным работодателям президент, губернатор и правоохранительные органы. На наш резонный вопрос о том, что же заставляет ее по-прежнему ходить на работу, женщина ответила, что «все еще надеется на то, что когда-нибудь обещанные долги по зарплате выплатят", да и "поросят жалко". После чего, испугавшись своих же слов, она призналась, что ходят слухи о неких инвесторах, то ли из Питера, то ли Краснодара, какое-то время назад интересовавшихся возможностью приобретения активов бывшего лидера сельского хозяйства региона. Правда, кто эти загадочные инвесторы и когда они могут прийти, никто не знает.
Мы проехались по селам Подомасово и Салмановка, поговорили с обычными людьми на улицах. Среди них очень много теперь уже бывших сотрудников предприятия. Говорить от своего лица все они боятся. Мы заметили, что почти у всех здесь внутри какой-то трепет и странная боязнь говорить об этой теме вслух. Особенно после того, как они слышат фамилию Насыров.
Правда, на условиях анонимности наши собеседники были более словоохотливы. Как удалось разузнать, сейчас на предприятии работают примерно тридцать человек, хотя ранее было около двухсот сотрудников. Одни уволенные сейчас сидят дома, другие встали на биржу труда в надежде найти работу, а третьи по-прежнему ходят кормить оставшихся телят и поросят. И тех, и других на племзаводе осталось около 300 штук. Всех их сейчас распродают. Свиней, которые были в залоге у "Россельхозбанка", и коров, которых закладывали в "Венец". Судьба остальных активов - огромного количества сельхозтехники и земли с расположенными на ней ангарами и другими помещениями, пока неясна. По всей видимости, они также будут распроданы для того, чтоб погасить долги. Правда, получат ли вырученные деньги люди, банки и иные кредиторы, не ясно. Как и неясно, по какой цене они уйдут. Конкурсный управляющий Адельзян Айнетдинов, подъехавший в районе обеда на автомобиле "Тойота Королла", говорить с нами об этом, да и о чем-либо еще, отказался. Попросил перезвонить через пару дней.
По информации руководителя пресс-службы Следственного Управления Следственного Комитета РФ по Ульяновской области Алексея Сорокина, в отношении руководства «Стройпластмасс-агропродукт» еще в апреле 2013 года был возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ по факту сокрытия руководством предприятия денежных средств, на которые должна быть обращена недоимка по налогам и сборам. Их к тому моменту накопилось на сумму более 1,8 млн рублей. Сокрытие было совершено путем открытия дополнительных банковских счетов, а также путем расчетов через счета другой организации. То есть от налоговых органов скрыли денежные средства, за счет которых должна была производиться выплата недоимок. А в это время работники предприятия ждут своих денег уже пятый месяц...
Почему так долго расследуется уголовное дело и чем оно закончится, неизвестно. Точно так же нельзя сегодня понять, ответит ли кто-то за ситуацию, сложившуюся на предприятии. Многие знакомые с темой собеседники 73online.ru опасаются, что нет. В кулуарных разговорах большинство наблюдателей говорят о том, что уголовные дела "тормозятся" умышленно, и конкретных фигурантов в них нет не просто так. Поговаривают, что у Насырова есть "административная крыша" в Правительстве региона. Часть собеседников указывает при этом на вице-губернатора Александра Якунина. Правда, уточнить достоверно, действительно ли он имеется ввиду, когда речь идет о серьезном покровителе, не представляется возможным.
Еще один интересный факт. В ходе неформального общения сразу несколько работников предприятия признались нам в том, что, оказывается, корм для коров и свиней на зиму не закупали. А, между тем, вся скотина якобы была застрахована.
Ранее в телефонном разговоре с 73online.ru господин Насыров рассказал, что основной причиной сложной ситуации на предприятии стала засуха 2010 и неурожай 2011 годов. Однако в такой ситуации оказались все сельскохозяйственные предприятия нашего региона. К тому же необходимо учесть два момента: «Стройпластмасс-агропродукт» находится на территории Ульяновского района, в котором много чернозема и средняя урожайность выше, чем в целом по области. А на федеральном и региональном уровне были разработаны ряд компенсационных программ, позволяющих минимизировать убытки сельскохозяйственных предприятий от засухи и неурожая.
В связи со всем этим напрашивается несколько выводов: то ли грядущее банкротство племзавода было уже настолько очевидно, причем давно, то ли предприятие сознательно вели к такому финансовому положению.
Ну, да ладно. Все-таки разбираться с причинами развала столь крупного племзавода - дело соответствующих органов.
Остается надеяться, что завтра или послезавтра инвестор действительно найдется. Хотя жить бывшим работникам, жителям двух сел, надо уже сегодня.
Сергей Казаков, Мария Исаева