В ближайшее время ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» планирует подписать соглашение о сотрудничестве с очередным международным инвестором. Какой новый проект будет реализовываться в регионе? Сколько всего инвесторов было привлечено с момента основания корпорации? Какие реализуются в плановом порядке, а какие «отстают»? Об этом, а также о том, как именно строится работа с инвесторами и какие новые объекты появятся в городе, в интервью 73online.ru рассказал новый генеральный директор «Корпорации развития Ульяновской области» Сергей Васин.
- Две недели назад Вы были назначены на должность генерального директора. Какие задачи Вы ставите перед собой? Планируете ли что-то поменять в работе корпорации?
- Я работал в корпорации с её основания, для меня это продолжение той деятельности, которой я занимался раньше. Корпорация была создана в 2009 году и с тех пор задачи, которые стояли перед ней, принципиально не поменялись - это привлечение инвестиций, в основном промышленных. Вторая задача, которая тоже была определена изначально, - это формирование и развитие промышленных зон и индустриальных парков. Сейчас эти задачи равнозначны. Половина нашей деятельности связана с сопровождением и привлечением инвесторов. Остальная часть - с созданием инженерной инфраструктуры, формированием индустриальных парков, начиная от подбора и подготовки земельных участков, разработки проектов планировки территорий и заканчивая строительством.
- Появятся какие-то новые функции?
- Сейчас начинается новый этап нашей деятельности - управление уже готовыми парками. Раньше ситуация была несколько иная. Были пустые участки земли, к которым мы подвели инженерную инфраструктуру, построили дороги. Эти участки предлагалось и предлагается занять инвесторам. Мы, как «Корпорация развития», продвигаем Ульяновскую область среди инвесторов, рассказываем об условиях работы, помогаем им зайти в регион. Они строят свое предприятие и начинают здесь работать. Еще несколько лет назад нашими основными инвесторами были «Марс» и «Сабмиллер». Сейчас количество тех компаний, которые к нам пришли, значительно выросло. И не все из них давно работают у нас в стране. Соответственно, они в меньшей степени понимают специфику работы в России и ожидают от нас большего в плане помощи. Поэтому наша работа не заканчивается предоставлением инвестору площадки, мы сопровождаем инвестиционный проект до завершения строительства. Кроме того, мы создали дочернее общество - «Управляющая компания индустриальными парками региона», которое будет заниматься непосредственным управлением уже действующими парками. Новое юридическое лицо уже сформировано. Фактическая работа его начата, сейчас утрясаются детали. УК в управление передан комплекс зданий Наноцентра, в том числе та часть площадей, которую периодически берут в аренду наши резиденты. Впоследствии также к ней перейдет эксплуатация инженерных коммуникаций. После того, как вся территория индустриального парка заполнится, именно УК будет заниматься его управлением.
- Если говорить о конкретных показателях работы, то сколько инвесторов удалось привлечь в регион с того момента, как начала работать корпорация?
- Более 20. Самый «урожайный» у нас был 2012 год, когда мы привлекли 12 компаний. В 2009 г. был кризис и наблюдался определенный спад. В 2010-2011 гг. велись активные наработки, и начиная с 2012 г., появились хорошие результаты. Для понимания скажу, что средний срок переговоров с компанией-инвестором с того момента, как она вообще начинает рассматривать регион и до момента ее прихода - год. Иногда этот срок может быть два года, а иногда и девять месяцев, но в среднем - год.
- Сейчас спада нет? Все ждут очередного кризиса...
- Нет, мы не почувствовали снижения инвестиционной активности. Наверное, это связано с тем, что у Ульяновской области уже сформировался имидж инвестиционно привлекательного региона.
- Благодаря чему сложилось такое мнение?
- Благодаря тому, что у нас есть готовый индустриальный парк, в который можно прийти, выбрать участок со всей инженерной инфраструктурой и с понятной системой работы. Благодаря тому, что в регионе работает профессиональная команда в лице корпорации и сотрудников Правительства. Благодаря тому, что у нас очень активный губернатор в плане работы с инвесторами, в плане их привлечения. Он очень открыт для бизнеса, причем не только для тех, кто приходит к нам впервые, извне, но и для местных. Начиная с 2005 года, он очень активно перестраивал работу всех чиновников: не только Правительства, но и муниципалитетов, территориальных органов федеральной власти. В результате в регионе сформировалась благоприятная для инвесторов атмосфера. Уже все признают, что сам уровень делового климата в регионе достаточно высокий. Кроме того, пакет наших региональных налоговых льгот для крупных проектов сопоставим с теми, что предлагаются в федеральных особых экономических зонах.
- Инвесторы проявляют интерес к региону сами, или вы, как корпорация, выходите на них с предложением рассмотреть область для вложения средств?
- В 95% случаев мы выходим на инвесторов. Какие-то компании в силу того, что они исторически имели у нас в регионе какой-то бизнес, приходят сами, чтобы реализовать новые проекты. Например, ОАО «Мордовцемент». В свое время они купили «Ульяновскшифер» и «Сенгилеевский цементный завод». В результате реализовали здесь новый проект, построив завод. Бывает так, но очень редко, что кто-то сам обращается в Ульяновскую область, но в большинстве случаев это работа сотрудников корпорации. Мы сами выходим на потенциальных инвесторов, рассказываем им про Ульяновскую область, о преимуществах, которые здесь есть с точки зрения вложения средств. После этого они включают нашу область в длинный список из 15-20 других регионов и начинают их сравнивать с разных позиций. В первую очередь смотрят, конечно, на экономику, а потом уже и на другие сферы.
- С кем из новых инвесторов сейчас ведется работа?
- Пока мы не подписали инвестиционное соглашение, я не могу разгласить имена инвесторов.
- В ближайших планах есть подписание инвестиционных соглашений?
- Ориентировочно на конец ноября - начало декабря запланировано подписание соглашения с немецкой компанией. Это будет еще один станкостроительный проект. У нас уже есть «Гильдемайстер», который начал строительство станкостроительного завода в промышленной зоне «Заволжье». Есть небольшой проект российской компании на территории бывшего УЗТС, и это будет третий проект из области станкостроения. Немецкая компания, надеюсь, весной начнет свое строительство.
- Среди проектов, которые уже реализуются в регионе, есть проблемные, которые «подвисли» или с которыми возникли те или иные затруднения?
- На мой взгляд, сейчас нет таких проектов. В 2008-2009 гг. такие проекты были.
- Если говорить о конкретных проектах, то на какой стадии строительство нового завода компании «Молвест»? Уже известно, что его реализация сдвигается по срокам.
- Ведется предпроектная подготовка. В этом году они строительство точно не начнут. Дело в том, что «Молвест» привлекли компанию, которая проектирует технологию, и в процессе разработки возникли разные видения того, как ее построить. Сдвижки проектов по срокам возникают достаточно часто. Очень мало проектов, которые двигаются быстро. Например, идеально реализовывала его компания «Марс», они вообще все очень быстро делали. Но у них хороший опыт строительства в России, и никаких проблем не было. «Шэффлер» сейчас впервые строит завод в России, но, тем не менее, тоже быстро. Вовремя сдали проект в экспертизу, быстро её прошли, получили разрешение на строительство и строятся очень быстро. А бывает, в силу своих каких-то причин проекты «отстают».
- Некоторое время назад ходили слухи о закрытии завода «Эфес». Как сейчас обстоят дела у этой компании?
- На декабрь у губернатора запланирована встреча с руководством компании «Эфес», так как «Сабмиллер» объединился в России с «Эфес». Там будет озвучена более точная информация об их планах, но то, что завод они не закрывают, я вам могу заявить совершенно точно. В России уже несколько пивных заводов закрылось, не у «Эфеса», а у других компаний из-за перенасыщения рынка. Плюс - из-за госрегулирования очень сильно упали продажи.
- То есть, скорее всего, они просто будут сокращать объемы производства?
- Видимо, да. Где-то пивные компании сокращают объёмы, а в некоторых регионах заводы закрываются, как, например, в Чувашии закрылся завод «САН ИнБев».
- Отдельная тема - промышленные зоны в районах, которые собирались создавать в Новоспасском, Новоульяновске и Карлинском. Что с этой идеей? Инвесторы готовы идти в область или с их привлечением возникают трудности?
- Наша промышленная зона «Заволжье» расположена в левобережье города Ульяновска. Вторая зона - это промышленная зона юго-западнее села Карлинское в правобережье. Это тоже территория Ульяновска. Мы уже подписали меморандум со швейцарско-немецкой компанией о том, что будем реализовывать этот проект совместно. Это будет первый подобный опыт в регионе, когда проект по созданию индустриального парка будет реализован не только нашей корпорацией, а совместно с партнерами. Они будут участвовать в развитии этого парка. Часть затрат по строительству инженерной инфраструктуры компания, которую я не могу пока назвать, берет на себя. Впоследствии мы будем вместе с ними искать инвесторов для привлечения на эту площадку. Подробнее об этой компании можно будет рассказать уже в декабре.
- Что с Новоульяновском?
- Новоульяновск находится в 15 км от Ульяновска. Для этой площадки есть один резидент, но пока у нас недостаточно средств для ее развития. Везде, чтобы добиться нормального состояния парка, нужно сначала вложиться в инфраструктуру, хотя бы в первую очередь участков. На все сразу у нас пока не хватает средств.
- Получается, что сама по себе идея создания парков в районах оправдана? Вы от нее не отказываетесь?
- Совершенно верно. На указанных территориях будут созданы индустриальные парки. Мы будем реализовывать эти проекты. В более поздние сроки или возможно с какими-то партнерами. Или возможен третий вариант, если инвестор приобретет участок вне индустриального парка, мы поможем ему административно и организационно, но инфраструктуру он будет строить сам. Я не исключаю, что в следующем году может появиться инвестор в названные промышленные зоны. По крайней мере, у нас есть на примете российские компании, с которыми мы находимся в переговорах по этой теме.
- Если говорить в целом про секторы экономики, в которые инвесторы вкладывают деньги, то какие уже заполнены, а какие свободны? Куда вы стараетесь завлечь инвесторов?
- Я предлагаю поговорить об этом в нескольких плоскостях. У нас есть кластеры, выбранные стратегией развития области как приоритетные. Именно им уделяем первостепенное внимание. Это авиационный, автомобильный, кластер ядерных технологий и кластер информационных технологий. Все остальные в меньшей степени. Губернатор сейчас говорит также о кластере творческих индустрий, но мы им не занимаемся - не наша сфера. Мы в первую очередь ищем инвесторов в те кластеры, которые признаны приоритетными. Единственное, в IT не ищем, опять же это не наша специфика. Можно рассмотреть ваш вопрос еще в одной плоскости - кто больше сейчас идет? Тогда ответ будет - автопром. Сборка пришла в Россию несколько лет назад, и мы упустили эту волну. Но автомобильным компаниям еще нужно локализовать производство автокомпонентов от крупных узлов до мелких. Их мы надеемся привлечь и привлекаем такие компании, как «Немак», «Бриджстоун», «Шэффлер», «Таката».
- А если говорить непосредственно про автомобилестроение. В России ведь собираются еще не все марки?
- Те, кто подписал соглашения о сборке, уже почти все в Россию пришли. Есть компании, которые собирают автомобили в партнерстве. На таких мы еще рассчитываем. Но их проекты на начальной стадии и о выборе регионов речь пока не идет.
- Какой приоритет в работе с инвесторами? Вас больше интересуют международные, российские или местные компании?
- Для нас в равной мере важны как российские, так и иностранные инвесторы. Ульяновские это или внешние компании - также не имеет значения. Свои минусы и плюсы есть в каждом случае. Если поддерживать только ульяновский бизнес, есть риск застоя, так как местным компаниям не всегда может хватать средств на развитие. Во-вторых, привлекая известные мировые компании, мы приводим в регион высокотехнологичное производство, более адаптированное к глобальному рынку и, как правило, более устойчивое к кризисам. И в-третьих, надо ловить волну. Если несколько лет назад было время активного инвестирования крупных мировых компаний в восточную Европу, то сейчас инвесторы активно инвестируют в Россию, лет через пять эта волна инвестиций мирового бизнеса в Россию пройдёт. И те регионы, которые сегодня активно борются за них, свое получат. Если сейчас этот момент упустить, потом мы будем подбирать только остатки, за которые еще придется бороться.
- Кто больше инвестирует? Международные компании?
-Да. В основном иностранные компании, но это не значит, что российские не развиваются. Просто проекты местных компаний, ульяновского бизнеса по размеру меньше, поэтому про них не так много говорят. А российские компании, как правило, активно развиваются в тех регионах, где они уже присутствуют.
- Корпорация занимается привлечением инвесторов непосредственно на территорию города? Сейчас в Ульяновске активно строятся крупные отели, новые торговые центры и т.д. Чья это заслуга?
- По привлечению гостиничного бизнеса перед нами стояла конкретная задача от губернатора. Дело в том, что все ульяновские гостиницы остались с советского времени. Они требуют модернизации, но провести ее трудно из-за недостатка средств, поскольку они в основном находятся в муниципальной или областной собственности. Но так как в городе постоянно проходят мероприятия международного уровня, стояла задача привлечь гостиницы с мировым именем, брендом.
- Такая задача стоит еще по каким-то объектам?
- Да. Сейчас перед нами стоит задача привлечения современных медицинских центров. Вместе с Правительством региона мы ее решаем. Кроме того, у губернатора есть идея построить в городе большой стационарный цирк. Возможно, нам придется искать для этого инвесторов. Городу нужны спортивные объекты. Стоит задача привлечь федеральную сеть фитнес-центров. Одна компания уже согласилась, но им требуется два помещения. По объекту на правом берегу они уже договорились, а вот на левом еще нет. Пока разглашать ее название я не могу. Торговые центры обычно приходят сами вслед за развитием города.
- Такие крупные проекты, как «Аквамолл», еще будут реализованы?
- Они могут быть реализованы, но не при нашем участии. В Ульяновске большой проект начал строиться за Волгой. Компания «Фартлег» начала строительство торгового центра в Новом городе площадью больше 70 тыс. кв.м.
- Насколько положительное влияние на развитие города и региона оказывает приход крупных инвесторов?
- Помимо налогов и новых рабочих мест, есть и масса других преимуществ. Например, возможности для развития малого и среднего ульяновского бизнеса. Еще до того, как мы привлекли в город «Хилтон», ульяновские предприниматели стали активно строить частные гостиницы. За последние годы их появилось очень много: «Империал Клаб Делюкс», «Барселона», «Абажур», «Гончаровъ», «Сказка», «Бест». Пензенский бизнесмен реализовал крупный проект «Арт-Ульяновск». Местные предприниматели видят, что в город приходят крупные компании. И это становится своеобразным толчком для регионального бизнеса, чтобы вкладываться в развитие. Растет число ресторанов, существенно повысился их уровень. При всех крупных проектах развиваются небольшие компании, которые начинают оказывать услуги на аутсорсинге. Например, была в Ульяновске служба такси «Такса». Эта небольшая компания выиграла тендер и заключила договор с «Марсом». А у «Марса» достаточно жесткие требования к качеству работы партнеров. И сейчас «Такса» - это компания, которая работает по высоким стандартам, существенно расширила автопарк. И таких примеров достаточно. Кейтеринговые компании, транспортные, техобслуживание оборудования, клининг. Причем стандарты постоянно растут. Местный бизнес вынужден подтягиваться до уровня крупных международных компаний, что способствует, в первую очередь, их собственному развитию, а в конечном итоге и развитию Ульяновской области.
Юлия Паздникова