Странные и загадочные события с исчезновением многомиллиардного инвестиционного проекта в Ульяновске произошли после совещания о перспективах развития малой авиации, которое провел председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в Москве 6 ноября.

На следующий день пресс-служба ульяновского губернатора поспешила сообщить, что «принято окончательное решение о размещении нового производства самолетов для малой авиации в Ульяновской области», а «реализацией проекта по изготовлению воздушных судов вместимостью 9 и 19 пассажиров займется госкорпорация «Ростех» и австрийский концерн Diamond Aircraft Industries». И якобы «средства на этот проект в объеме 7 млрд рублей заложены».

Но на сайте обладминистрации эта хорошая новость провисела недолго, всего 7 минут. После чего ее удалили, попросили «зачистить» это сообщение и на других интернет-порталах. Первоисточник «зачищенной» новости - пресс-релиз на сайте «Ростехнологий» также был удален.

Более того, представители пресс-службы «Ростехнологий» опровергли заявление губернаторской пресс-службы, обзванивали редакции СМИ, просили не ссылаться на эту новость, и уверяли, что никакого «окончательного решения» о реализации инвестпроекта в Ульяновске не принято. На что обиженная руководительница пресс-службы Морозова Наталья Мартынова заявила, что никакой дезинформации и самодеятельности в правительственном сообщении не было: «Релиз сначала появился на сайте «Ростехнологий», а потом на сайте правительства, причем со ссылкой на «Ростехнологии».

Но суета и взаимные претензии пресс-служб не важны, важно другое - за этой суетой скрываются серьезные экономические и политические процессы, которые не позволяют принять окончательного решения по запуску авиационного проекта в Ульяновске.

Присмотримся повнимательнее к этому инвестпроекту по производству 60 дизельных композитных самолетов в год. Дело в том, что он изначально привязан к «Уральскому заводу гражданской авиации» (УЗГА), который базируется в Екатеринбурге.

В июне этого года на авиасалоне в Ле-Бурже принадлежащий Ростеху УЗГА подписал соглашение с компанией Diamond Aircraft, которое предусматривает поставку существующих моделей Diamond Aircraft в российские летные школы. Уже в сентябре стороны договорились о создании на «Уральском заводе гражданской авиации» производства тех самых легких пассажирских самолетов 9-ти и 19-местных.

На первом этапе сборка самолетов и двигателей будет полностью осуществляться в Австрии. Второй этап предусматривает частичный выпуск авиационных компонентов - композиционных конструкций на мощностях «РТ-Химкомпозит». «РТ-Химкомпозит» принадлежит «Ростехнологиям» и без мощностей «химкомпозита» в этом проекте не обойтись, ведь самолеты будут из композитных материалов.

Холдинг «РТ-Химкомпозит» включает 17 предприятий, ни одно из которых не привязано к Ульяновску. То есть пока ульяновские производственные мощности в этом проекте никак не фигурируют.

Не менее неопределенная для Ульяновска ситуация и с другим громко анонсированным проектом Ростеха - мусорным кластером. В сентябре Ростех и правительство области подписали меморандум о сотрудничестве на рынке утилизации отходов (проект реализует «дочка» Ростеха - компания «РТ-Инвест»). Тогда же был заявлен и примерный объем инвестиций - порядка 7 млрд рублей. Инвестпроект сулил множество преференций для региона: строительство новых станций по сортировке и переработке вторичных отходов, а также запуск мощностей по термической обработке, в том числе, опасных биологических отходов.

Но после меморандума никаких конкретных шагов не последовало. Хотя в соседних регионах «РТ-Инвест» ведет масштабную скупку активов в сфере переработки и утилизации отходов. В мае дочка Ростеха «РТ-Инвест» приобрела 100% акций казанской ПЖКХ, которая является вторым по величине оператором в Приволжском федеральном округе. Позже «РТ-Инвест» завершила сделку по установлению контроля над группой нижегородских компаний АГЖО, которая будет впоследствии объединена с ПЖКХ. Планируется, что к концу 2013 года объединенная компания будет обслуживать более 7,5 млн человек, или около 5% российского населения. И вновь Ульяновск оказался чужим на этом празднике жизни.

Итак, еще в начале осени Ульяновской области «светило» почти 14 миллиардов рублей инвестиций (7 миллиардов в авиакластер + 7 миллиардов в переработку мусора) от «Ростехнологий» и вдруг тишина...и даже поспешное уничтожение новостных сообщений об инвестпроектах на сайте Ростеха и ульяновского правительства.

Что же произошло? «Ростехнологии» и обладминистрация хранят молчание. Пока очевидно одно: если реализуется пессимистичный сценарий, то Ульяновская область потеряет не только 14 миллиардов инвестиций, но и сотни миллионов налоговых поступлений в год, сотни высокооплачиваемых рабочих мест, теряет инвестпривлекательность для крупных игроков и останется с коррумпированным и экологически неблагополучным мусорным рынком.

Сергей Красильников

фото с сайта zelenogradskiy.ru