Агония Камиллы, жены декабриста Василия Ивашева, длилась три мучительных часа. Все это время он не выпускал ее руки из своей. Ставший атеистом за время, проведенное на каторге, Василий молился Богу, о том, чтобы он продлил жизнь его любимой. Но к утру он почувствовал, что ладонь жены слабеет, минутой спустя ее пальцы разжались, стали холодными. Француженка Камилла Ле-Дантю, жена ротмистра декабриста Ивашева умерла в 36 лет от тяжелой пневмонии. Ивашев пережил супругу всего на год и умер в тот же день. Любовь бравого кавалергарда из знатного рода и простой француженки стала легендой.

ШОКОЛАДНАЯ ДЕВОЧКА

Самым ярким пятном в бурной жизни кавалергарда Васисилия Ивашева, связанной с военными походами, дружескими вечеринками и тихими семейными обедами была, несомненно, француженка Камилла. Впервые он увидел ее, когда она была четырехлетней малышкой, которую мать Мария-Сессиль, работавшая гувернанткой в Ундоровском имении семьи Ивашевых, привела с собой.

Маленькая француженка Камилла тогда показалась Ивашеву «шоколадной» девочкой. Огромные шоколадного цвета глаза, такого же цвета волосы и чуть смуглая кожа. Увидев впервые сына хозяев, Василия, четырехлетняя малышка просто замерла, как от испуга, а потом капризно заявила своей матери, что обязательно выйдет замуж за барчука. Ее мама, дочь известного во Франции республиканца, вынужденная бежать в Россию от преследования наполеоновской администрации, только посмеялась над фантазиями своей маленькой дочурки и махнула рукой. Однако, как впоследствии оказалось, блестящего кавалергарда Ивашева Камилла будет любить всю свою короткую жизнь.

Потом Василий Ивашев вспоминал, что впервые серьезно обратил внимание на Камиллу, когда она была 13-летним подростком. В своем юношеском дневнике он писал: «Шоколадка подросла, изменилась, становится красавицей. Смотрит на меня, не отрываясь. Катрин, моя девушка, с которой я приехал к родителям, даже приревновала меня к ней. Успокоил, не к лицу с моей-то родословной приглядываться к дочке гувернантки».

Стоит отметить, что разницу в общественном положении понимала и Камилла. Она никогда даже не мыслила о романе с сыном хозяина. Это была только ее любовь, которой она болела с самого детства.

«Шоколадная» Камилла была удивительно хорошенькая, и уже с 16 лет на нее обращали внимания молодые люди. Но на все ухаживания женихов она отвечала неизменным презрительным взглядом и пренебрежительным пожатием плеч.

Когда «шоколадке» было почти 17, молодой хозяин внезапно приехал к отцу. Петр Ивашев был легендарной личностью, имел непосредственное отношение к Александру Суворову, был его адъютантом и ротмистром в суворовских войсках. Василий относился к отцу, как к Богу, его слово было для него законом. Отец и сын долго о чем-то, говорили в кабинете, после чего родитель громко на весь дом закричал, чтобы Василий шел вон. Уже годом позже уважаемый вояка Петр Ивашев, винил себя, что тогда не смог остановить сына. А тогда после отцовского «вон» сын покорно ушел из кабинета... И в дверях в гостиную неожиданно столкнулся с Камиллой. Ее только-только расцветающая красота, буквально прожгла его сердце. День спустя он написал стихи посвященные «шоколадной» девочке, и передав ей, их спешно уехал в Петербург. Потом на протяжении долгих месяцев Камилла смотрела в окно на одинокий барский двор и ждала, ждала, ждала... А Василия все не было. И вестей от него тоже не было.

ТРИ ГОДА НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ

Ужасная весть пришла в декабря 1825 года. Как оказалось, Петр Ивашев примкнул к представителям дворянства, впервые в России выступившим за ограничение самодержавия и ликвидацию крепостничества. Позже их назовут декабристами. Мятеж был жестко подавлен. Восставшие сосланы в Сибирь. Василий Ивашев был лишен политических и имущественных прав, и осужден на 20 лет каторги.

Семья Ивашевых очень тяжело переживала позор сына, но тяжелее всех это пережила Камилла. Девушка тяжело заболела, врачи не давали никаких прогнозов, что она дотянет до весны. Победить тяжелый недуг «шоколадной» француженке помогла мечта о том, что она может поехать к любимому в Сибирь. Три года Камилла каждую неделю писала прошения государю с просьбой позволить ей присоединиться к любимому.

НЕУДАВШИЙСЯ ПОБЕГ

А в это время Василий Ивашев уже готовил побег. Разжалованный кавалергард не смог свыкнуться с заточением в Петровском заводе. Три года он терпит обиды, живет в тесной камере, мерзнет от холода, копает руду, его охраняют солдаты, как опасного преступника. Он связывается с каким-то уголовным каторжником, который начинает его убеждать, что бежать совсем нетрудно. Он уже приготовил в ближайшем лесу укрытие с запасом продуктов. Предлагает декабристу вывести его из тюрьмы, сопровождать до подземного укрытия в лесу и затем на лодке по Амуру бежать в Китай. Много дней и ночей товарищи Ивашева спорили, просили его отказаться от этой глупости. Но он отвечал им, что предпочитает погибнуть, но погибнуть на свободе! Назначен день побега. Уголовный каторжник подпилил деревянную ограду тюрьмы. За день до назначенного дня побега в камере появился унтер-офицер и сообщил Ивашеву, что его вызывает комендант Лепарский. Через два часа Ивашев вернулся в камеру счастливцем!

Оказывается, что генерал Лепарский вызывал его, чтобы показать ему два письма. Их прислала коменданту его мать. В них были копии переписки между его матерью и матерью француженки Камиллы Ле-Дантю. Мать Камиллы решает написать письмо родителям Ивашева и поведать им о любви дочери. Камилла призналась, что раскрыла свою любовь именно теперь, когда Ивашев каторжник, закован в цепи, и никто не может ее заподозрить, что она преследует какие-то корыстные цели. Единственно, на что она может сейчас рассчитывать, - на его согласие разделить с ней свою горькую судьбу. Девушка умоляла мать написать это письмо и сообщить, что вопреки всем светским правилам она, Камилла, просит руки Ивашева.

Мать Камиллы госпожа Ле-Дантю писала: «Я предлагаю вам приемную дочь с благородной и любящей душой. Я бы могла и от самого лучшего друга скрыть тайну дочери, если бы кто-то мог заподозрить, что я стремлюсь получить положение или богатство. Но она хочет только разделить с ним его оковы, осушить его слезы».

Семья Ивашева в письме в Сибирь просила генерала Лепарского поговорить с их сыном. Пусть он решит дальнейшую судьбу Камиллы и свою собственную жизнь...

Лепарский написал родителям: «Ваш сын принял предложение девушки Ле-Дантю с тем чувством изумления и благодарности, которое ее жертвенность и привязанность ему внушают... Но перед долгом своей совести он вас просит предупредить молодую девушку, чтобы она подумала о разлуке со своей нежной матерью, о своем слабом здоровье, которое будет подвергнуто новым опасностям в далеком пути. А также подумала бы о той жизни, которая ее ожидает и которая своим однообразием и печалью может стать для нее тягостной. Он просит ее видеть будущее в его истинном свете и надеется, что решение ее будет хорошо обдуманным. Он не может ни в чем другом ее уверить, кроме как в неизменной своей любви, в своем искреннем желании ее благополучия».

НЕДОЛГОЕ СЧАСТЬЕ

Камилла ответила восторженным письмом. Она писала, что отправляется в Сибирь не ради жертвы, а как счастливейшая девушка на земле. Она написала и письмо к императору: «Ваше Величество! Сердце мое преисполнено верной, глубокой, непоколебимой любовью на всю жизнь к несчастному, осужденному по закону, к сыну генерала Ивашева. Я его люблю с детства. Жизнь его мне настолько дорога, что я поклялась разделить его участь. Мать моя согласна на этот брак, и родители несчастного молодого человека, которые знают о чувствах моего сердца, со своей стороны не видят препятствий, чтобы исполнилось мое желание».

В Сибири ее встретила Мария Волконская. Пригласила жить в своем доме. В доме Волконской Камилла встретилась с Ивашевым. При этой встрече оба были крайне взволнованны. Увидев его, Камилла потеряла сознание. Но Ивашев был счастлив! Он держал ее в своих объятиях. А когда она пришла в себя, оба радостно улыбались друг другу. Спустя неделю состоялась их свадьба.

Однако судьба не отмерила им много счастья. В 1839 году Камилла, будучи беременной, простудилась. Она преждевременно родила дочь Елизавету. Девочка прожила лишь 36 часов. А через несколько дней умерла и Камилла. Василий Ивашев мучительно страдал после их смерти и умер ровно через год в тот же день.

Семья Ивашевых так и не смогла увидеть не только сына, но даже его могулу.

Ундоровская усадьба Ивашевых до наших дней не сохранилась. Сегодня здесь остались лишь вековые деревья...

Александра Скворцова

фото с сайта shkolazhizni.ru