
Вчера почетным гостем одного из правительственных мероприятий, посвященных социальным вопросам, стал известный отечественный киноактер, поэт, композитор, автор-исполнитель, народный артист России Михаил Ножкин. Старшее поколение помнит его офицера-контразведчика Синицина-Бекаса в «Судьбе резидента». Или лейтенанта Ярцева из киноэпопеи «Освобождение» с «программной» песней «А я в Россию домой хочу». Даже современные юные поклонники «Аватаров» знают детскую киносказку «Финист — Ясный Сокол», где звучат песни Ножкина. А еще Михаил Иванович — автор едкой сатирической поэзии о происходящих в стране событиях и российского хита «всех времен и народов» про то, как «опять от меня сбежала последняя электричка». Ему приписывают соавторство музыки другого хита «Мы вам честно сказать хотим — на девчонок мы больше не глядим». Михаил Николаевич от соавторства не открещивается. В беседе с 73online.ru «свадебный генерал» пошутил, что всех своих написанных и исполненных песен не помнит даже, «сваливая» все на свой преклонный возраст. Как-никак в этом году отмечает 70-летие творческой деятельности...
- Как так? Вам же 76 лет...
- Так я в шесть лет в первый раз и вышел на сцену. Произошло это в одном из московских госпиталей, где я перед ранеными выступал. Потом этих госпиталей, где я пел неокрепшим голосом военные песни, в моей мальчишеской жизни было с десяток. Я видел войну очень близко, хотя и рос в Москве, куда фашистов не пропустили. Потому что видел раненых, которых привозили с передовой — перебитых, переломанных, замотанных в шины, струбцины, всякие палки, костыли. Я чувствовал эту сплошную боль фронтовиков своим неокрепшим детским сердечком. И от врачей в госпиталях самое яркое впечатление детства — их халаты: застиранные, рыжие от крови, которая впитывалась А отстирывать не успевали, некогда было, времени не хватало. Только перевязочные бинты перестирывали до белизны. Но все — и врачи, и раненые — всегда улыбались. Злобы не было. А как они, затаив дыхание, слушали мой смешной вокал...
- Значит вы относитесь к детям войны со всеми причитающимися этой категории российских граждан льготами?
- Помню из детства и вой сирен, и звуки рвущихся снарядов. Вместо игрушек — настоящие пистолеты с настоящими патронами. Помню, как во время бомбежек ходили от Яузской улицы в бомбоубежище на Курский вокзал, ближе метро не было. Спали там вповалку. Бросишь на пол какие-то тряпку, матрас, одеяло и моментально засыпаешь... Таким было мое детство. А льготы, положенные «детям войны» — они есть, конечно. Но у меня они такие же смешные как и у всех.
- Вы ведь одно время находились в списке советских диссидентов?
- Это забавная история. В 1967 году я выпустил свою первую сольную авторскую программу на советской эстраде. На нее меня сподвигли мои учителя: Смирнов-Сокольский, Менакер, Миронова. Программа называлась «Шут с тобой» и сразу же стала для меня последней. А три года спустя всемирно известный журнал Time опубликовал заметку «Диссиденты Советского Союза», где оказалась и моя фамилия. Причем я в этом списке шел вторым сразу после Солженицына, а уже за нами были Галич и Высоцкий. Причем наши с Владимиром Семеновичем фотографии почему-то поменяли местами. Получилось, что я — Высоцкий, а он — это я. За что я попал в этот список?.. Диссидентом никогда не был. Просто в своих стихах и песнях часто «бомбил» негодяев. Я всегда был патриотом России, любил свой народ, ничего не имел по большому счету против нашего государства. Верил в славное и великое будущее нашей страны. Но мерзавцы были и тогда, и сейчас. И им от меня доставалось по полной программе. Они все и развалили, по большому счету.
- На почве своего «диссидентства» вы и сошлись накоротке с Владимиром Высоцким?
- Мы были чуть более, чем шапочно, знакомы с Володей. Он в начале своей карьеры в 60-х годах прошлого столетия даже исполнял две моих песни — «Начальник» и «На кладбище». Последнюю до сих пор любят и поют:
А на кладбище все спокойненько.
Ни врагов, ни друзей не видать.
Все культурненько, все пристойненько,
Исключительная благодать...
Так вот Володя бегал от меня, потому что я был единственным человеком, кто его критиковал в лицо. За дружбу с Вознесенским, с Евтушенко. Они тянули его в пропасть, делали из Высоцкого в общественном сознании этакого противника системы, чуть ли не мученика. А потом даже хоронить его не пришли... Отсиделись...
- Во времена перестройки вы были одним из самых жестких критиков реформ Михаила Горбачева. Сегодня покритиковать власть не хочется?
- Скорее уж по-стариковски побрюзжать. А вообще, давайте не будем о грустном...
- Давайте... А за что в свое время ополчились на вашу негрустную и аполитичную песню «Последняя электричка»?
- Там же главный герой шутейно «по шпалам идет домой по привычке». Так вот чиновники советского минтранспорта юмора не оценили. Они искренне возмутились: «Какой пример подает главный герой этого шлягера гражданам СССР?! Ходит по шпалам а это строжайше запрещено! Его же электричка собьет» А что если все начнут туда-сюда по железнодорожным путям шастать?..» Короче, чуть не «закрыли» песню.
- Как вам работалось с Юрием Озеровым на киноэпопеей «Освобождение»?
- Потрясающе. Сам Юрий Николаевич прошел всю войну, закончил ее майором-связистом, а потом еще окончил Военную академию имени Фрунзе. Оператор картины Игорь Михайлович Слабневич тоже был фронтовиком. Участвовал в боях с составе танкового учебного полка под Сталинградом. Был участником прорыва немецкой обороны в Белоруссии, где из 20-ти танков полка осталось только три, в том числе и экипаж Слабневича. Кстати, сегодня горящим танкистом, выскакивающим из подорванного танка в фильме про войну уже никого не удивишь. А до «Освобождения» подобных эпизодов в нашем кино не было. Его придумал, основываясь на увиденных реальных событиях именно Игорь Михайлович.
- Поразительный факт: фаша официальная фильмография обрывается в 1985 году. Неужели с тех пор сниматься не зовут, Михаил Иванович?..
- Зовут, но ничего интересного не предлагают. А мои авторские сценарии не пропускают. Во-первых, денег вечно нет у нашего «богатого» кинематографа. Во-вторых, я нашим чиновникам от культуры со своими идеями поперек многих мест становлюсь. Мне ведь Россия дорога, а им — не знаю что и кто...
- Вы под свое имя не можете найти финансирование?..
- И не такие мэтры как я ходят нынче с протянутой рукой. И вообще не в моих принципах побираться, просить, подличать ради этого.
- Однако, именно в 1985-м, в год официального окончания вашей кинокарьеры за роль в фильме «Одиночное плавание» голливудские продюсеры в журнале «Playboy» присвоили вам титул «русского Рэмбо». Вы и сегодня в прекрасной физической форме — на сцене в Ульяновске даже твист и рок-н-ролл танцуете. В чем секрет?
- Занимаюсь спортом. Являюсь поклонником фитнесса. Верный заветам нашего президента Путина бегаю на длинные дистанции. Причем, всю жизнь бегаю за куском хлеба. У меня ведь нет ни спонсоров, ни покровителей. Чтобы жить, мне приходится много двигаться, суетиться. Зарабатываю только своим трудом. Поэтому и в такой форме всю жизнь...
Николай Владимиров.
Фото: tv.km.ru