На заводе «Авиастар-СП» прошла всероссийская конференция поставщиков «Ил-76: вчера, сегодня, завтра». Оптимистичный настрой организаторов перемежался тревожными ожиданиями какого-то подвоха.

В прошлом году «Авиастар-СП» получил крупнейший за всю историю отечественного авиастроения оборонный госзаказ на Ил-476. С этим связываются самые радужные перспективы. Они очевидны.

Здесь развернется Российский центр транспортного авиастроения для обслуживания транспортной авиации всей России, технопарк авиационной направленности, международный ресурсный центр подготовки кадров. С заказом связана и крупная программа жилищного строительства: для работников «Авиастара» и смежных ульяновских предприятий будет построен целый микрорайон «ильюшинцев» в Новом городе - как назвал его губернатор Сергей Морозов.

Но не все так просто. Цена контракта, назначенная министерством обороны, уже сегодня «ниже рынка». И попытки убедить военное ведомство в необходимости пересмотреть эти условия ни к чему не приводят. По словам замдиректора по закупкам ОАО «ОАК-ТС» А.С. Конарева, эти невыгодные условия ОАК он вынужден «транслировать» и на контракты с поставщиками. Более того, деньги от Минобороны за все эти самолеты начнут поступать не ранее 2017 года. К этому времени «Авиастару» предстоит построить более 20 самолетов, на что потребуется около $1 млрд. Видимо, придется брать кредиты, а это в свою очередь грозит сделать производство нерентабельным.

Тем не менее, представитель ОАК выразил уверенность, что нужный уровень рентабельности будет достигнут, когда производство как следует развернется. Он призвал поставщиков (как действующих, так и потенциальных) умерить свои аппетиты и довольствоваться пока что прибылью в 1-2%. На данном этапе гораздо важнее войти в пул поставщиков и стать партнерами на долгие годы. Генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Дементьев сказал, что с целью снижения себестоимости финальной продукции он готов передать часть работ по изготовлению агрегатов и комплектующих на аутсорсинг и значительно увеличить существующую базу поставщиков.

На пути к светлому будущему ульяновского авиакластера еще масса проблем.


Валерий Панин, фото автора