Вот и закончился в Ульяновске XXI фестиваль «Российская студенческая весна». 73online.ru старался отслеживать все самые значимые мероприятия форума и не упускать из вида VIP-гостей праздника молодости и весны. Наш портал побывал на конкурсных выступлениях музыкального направления и оригинального жанра. Понаблюдал, чем занимались будущие газетчики, интернетчики, теле- и радиоведущие на практических занятиях по специальности «журналистика». Пообщался с известным певцом, композитором, телеведущим, арт-директором Института Современного искусства, заслуженным артистом России Андреем Биллем и с популярным радиоведущим Максимом Орловым («Русское радио»). Подробно поговорил о профессии и не только с ведущей информационной программы «Вести» на телеканале «Россия» Салимой Зариф.

Наш интерес к фестивалю не случаен. Ведь именно со «Студвесны» стартовали в свое время нынешние звезды музыки (от классики до попа), театра, цирка, КВНа и журналистики: такие как Дима Билан, Тимур Родригез, группы «Ночные снайперы» и «Братья Грим». Последние, кстати, стали хэдлайнерами открытия нынешней «Российской студенческой весны» в Ульяновске. С них и начнем более подробный рассказ о «Студенческой весне-2013» в нашем городе.

Культовая рок-команда «Братья Грим» разделилась напополам пару лет назад. Поэтому в Ульяновск приехал только один из братьев — Константин Бурдаев. Он первым делом вспомнил свои детские визиты в наш город:

- Мы же соседи. Наши с братом детство и юность прошли в Самаре. И самые яркие детские впечатления, как от родного города, так и от вашего, — Волга и жара. В этот раз приехал в Ульяновск и понял, что с тех пор ничего не изменилось: та же река, то же тепло. Как в детство окунулся. А в этот раз приезд в Ульяновск запомнился еще и потрясающе позитивным атмосферным явлением. Когда въезжал в город, впервые в жизни увидел над Волгой двойную радугу. Считаю это знаком судьбы. «Братья Грим» родились, по сути, на «Студвесне», и сейчас я снова здесь. Получается, я — вечный студент. Мы вообще связаны со студенчеством по жизни. Репетировали «в каморке, что за актовым залом» в медико-техническом лицее. Выступали на фестивале впервые от мединститута. Сам я закончил Самарский педагогический институт по специальности «учитель музыки». И не считаю, что знание основ хороведения, оперного вокала или теории музыки мне не помогают сейчас...

Константин заверил, что у него нет запретных тем в общении с журналистами:

- Я отвечаю на все вопросы. Вообще люблю поговорить. А уж о себе любимом могу разговаривать бесконечно!..

В Ульяновске фронтмену группы «Братья Грим» был знак...

Но и вопрос о брате-близнеце Борисе и о взаимоотношениях после распада группы, которую ровно 15 лет назад они создали вместе, не вызвал у грим-звезды отрицательных эмоций.

- Нам всегда было одновременно и просто, и сложно друг с другом, — не скрывает Костя «Грим». — С одной стороны, мы близнецы и как никто чувствуем друг друга. С другой - оба настолько похожи по темпераменту, что нас подчас зашкаливало и это мешало в общении. Неспокойными оба были с детского сада. Нас все время переводили из садика в садик за непослушание. И в школе учителя с нами натерпелись. С годами пришла внешняя успокоенность. Зато творческая неугомонность появилась внутри. У брата ее меньше. Борис не выдержал нового ритма жизни. Даже, наверное, в какой-то момент оказался подвержен «звездной болезни». Мы не ссорились. Он сам принял решение вернуться в Самару. Увлекся музыкальным садоводством, сменил социальный статус и о возвращении в группу даже не думал. Я никакой проблемы в этом не видел и не вижу. Я даже могу посвятить брату песню, как это было с композицией «Вернись»... Но мы с ним никогда не были творческим дуэтом, как это принято понимать. Дуэта никогда и не было — это полное заблуждение. Мы с Борей всегда смеялись над таким определением... Такое и раньше часто случалось, что из группы уходили ее отцы-основатели, но оставались другие люди, которые наряду с ними являлись основателями этой группы. В нашем случае ушел один из ключевых участников группы, но, тем не менее, другой ключевой остался. И мы как бренд «Братья Грим» продолжаем идти дальше... Брат сейчас вроде бы собирается вернуться в активную концертную фазу. В «Братья Грим»? Почему бы и нет?.. А для меня Москва по-прежнему вторая родина. По-настоящему комфортно мне только в столице и в Самаре. Больше нигде.

В декабре 2010 года Константин Бурдаев пережил испытание для настоящего мужчины. Он похоронил свою любимую жену Лесю, скончавшуюся от сердечной недостаточности в возрасте 30 лет. А в марте этого года таблоиды поженили Костю вновь. Сам музыкант, хоть и без особой охоты, но объясняет случившееся следующим образом:

- Это счастье, что несколько лет рядом со мной был такой светлый, уникальный и практически неземного масштаба души человек, как Леся. Она была для меня всем: вдохновляющей музой, любимой, другом и соратником во всем. Тем, ради чего стоит жить. Но судьба не дает нам испытаний выше наших сил — это слова Леси. Только спустя почти год я понял, что нельзя скорбеть всю жизнь. Что было бы неуважением к Лесиной памяти и абсолютной глупостью, получив такой удар судьбы, бросить все, сломаться и уйти в небытие. Там, на небесах, она, став ангелом, всячески помогала и помогает мне эти два с половиной года. Я порой шестым чувством ощущаю эту ее поддержку. В моей жизни появилась девушка, которая поддержала меня в этой трудной ситуации, и теперь, когда прошло время, с полным правом могу назвать ее любимой. Я, по сути, начинаю сейчас жить заново. И жизнь не имеет смысла без любви. А Леся, уверен, поддержала бы меня и захотела, чтобы я был счастлив. Она всегда будет первой и пока самой крепкой моей любовью... Сегодня мое настроение можно определить по моему сценическому наряду (оранжевый пиджак, красные штаны и желтые носки — Н.В.). Я счастлив. Хотя счастье — это такая зыбкая категория. Неуловимое чувство, которое ты не осознаешь в текущий момент времени. Лишь потом осознаешь, что тогда-то ты был счастлив...

Также 73online.ru выяснил у Кости «Грима», что его настольная книга - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а любимый литературный персонаж — мессир Воланд. Что DVD, который он пересматривает не реже раза в месяц, — фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Что Константин Бурдаев жалеет, «что так и не научился рисовать, хотя дедушка — профессиональный художник из Пензы — всячески пытался привлечь страсть к занятиям живописью». Что, наконец, с некоторых пор личное кредо музыканта: «Алкоголь — совершенно ненужная по жизни вещь».

- Чтобы расслабиться как следует, мне достаточно взять в руки гитару и выйти на сцену, — уверен Константин. — До сих пор ощущения, когда я играю и пою, непередаваемые. Просто мурашки по коже...

Немного про детское телевещание и Олимпиаду в Сочи

Андрей Билль, возглавляющий жюри музыкального направления «Студвесны-2013», в нашем городе тоже был не впервые. В первой половине 1990-х он был у нас частым гостем в связи с конкурсом юных талантов «На балу у Золушки». В этот раз композитор и певец поделился с 73online.ru новизной своих впечатлений от Ульяновска:

- Первое, что бросилось в глаза, — это новый роскошный корпус ульяновского госуниверситета на набережной Свияги. И вообще на фоне «Студенческой весны» Ульяновск стал заметно моложе. Раньше он производил впечатление взрослого города, зачем-то старающегося казаться еще старше. Сейчас ваш город меняется на глазах и не в худшую сторону. Важно лишь теперь, после того как фестиваль закончится, максимально дольше сохранить это ощущение вечной юности и постоянного праздника... И ощущения от конкурсной программы самые приятные. Пожалуй, за последнюю пару лет ульяновский фестиваль самый сильный по музыкальной составляющей. Так что всем нам повезло.

До недавнего времени Андрей был еще и одним из главных консультантов детского вещания Первого канала. В Ульяновске выяснилось, что буквально несколько месяцев назад их пути с первой телекнопкой кардинально разошлись:

- С детским вещанием у всего российского телевидения сейчас большие проблемы. Никто не знает, что с ним делать и делать ли что-то вообще. Руководство каналов озабочено другими более важными и насущными проблемами. И в этой связи надобность во мне у главного канала страны отпала. Вот появился достойный телепроект «Голос». Но возник он не потому, что телевидение начало вдруг ориентироваться на хороший вкус. Просто это лицензионная программа, идущая с успехом во многих странах мира. От таких подарков не отказываются. К тому же закупить чужое проще, чем создавать свое. «Голос» наверняка будет и дальше, но вряд ли он спасет общую ситуацию. До облагораживания нашего ТВ еще математическая дельта бесконечности. Просто телевидение сейчас во многом продукт власти. Она нуждается в нем и диктует ему условия. А власти нужен именно такой телерасклад. И ничего с этим еще какое-то время не поделаешь.

Следующий фестивальный день 73online.ru решил посвятить знакомству с творчеством журналистов из студенческой среды. Один из членов фестивального жюри СМИшного направления, ведущий «Русского радио» Макс Орлов (свой накануне созданный персональный сайт он обновил первой надписью об участии в «Студвесне» в Ульяновске) признается:

- Хотя умение не завидовать в числе моих главных достоинств, здесь в Ульяновске на фестивале «Студвесна» оно подверглось серьезному испытанию. Чего лукавить, я завидую. Завидую молодости, креативу, умению и желанию уметь делать вещи, которые и у профи-то не всегда получаются. Послушал ульяновские радиостанции. И, к сожалению, не услышал ничего ульяновского, кроме названия. Ваши радийщики настолько ориентированы на Москву, что свой стиль на местных радиостанций отсутствует напрочь Местная фишка сведена к нулю. А еще Ульяновск для меня станет местом потрясающих экскурсий: на УАЗ, на «Авиастар», где я увидел, наконец, кто и как делает самолеты. Потрясающе. Еще хочу на вашу кондитерскую фабрику, поскольку с детства люблю шоколад и даже, когда был маленьким, мечтал поступить учиться на того, кто делает конфеты...

- В своей анкете в Интернете ты указал также, что одним из твоих кумиров в детстве был олимпийский Мишка во время Олимпиады-80 в Москве. Не грустно оттого, что Мишка не стал символом грядущей зимней Олимпиады в Сочи, хотя мог бы?

- Я достаточно много знаю и про судьбу того Мишки, и про наш современный отечественный спорт. И грустно мне по другому поводу. Мы собираемся проводить Олимпиаду? Отлично. Но при этом не имеем сборной, которая могла бы победить. Спортивная подготовка в России сегодня не на высоте и оставляет желать лучшего. Последние Олимпийские игры это наглядно показали. Когда даже паралимпийцы оказались сильнее здоровых спортсменов. Вот о чем самое время и повод серьезно задуматься... А символом может быть хоть Мишка, хоть Акуленок, хоть кто угодно...

Еще одним членом жюри «Студвесны-2013» в Ульяновске стала популярная ведущая информационного вещания со второй российской телекнопки Салима Зариф. Афганка по отцу и Хановна по отчеству. Сама телеведущая-новостийщица то ли шутит, то ли всерьез заявляет, что коль папа был Хан, то и сама она ханского рода. То есть — афганская принцесса. Резонно замечает: «Наличие диплома журналиста еще вовсе не означает, что перед нами профессионал». В свободное время либо читает, либо совершает велосипедные прогулки или водные походы, а летом иногда еще и приятно удивляет соседей и случайных прохожих, когда собственноручно красит забор на своей даче. Больше всего на свете любит борщи, особенно в мамином исполнении...

- Для своих вы Соня. Почему вами был выбран именно этот русский вариант афганского имени Салима?

- Я ничего не выбирала. Просто, когда пошла в школу, девочки из нашего класса решили, что Салима — слишком громоздко. Посовещавшись, они решили, что я буду Соней. Я не возражала. Соня так Соня. С тех пор и повелось. И, кстати, имя Салима не афганское. Меня так назвали в честь бабушки, а она была не совсем из Афганистана.

- Как вообще получилось, что «афганская принцесса» родилась и большую часть жизни прожила в Санкт-Петербурге?

- Сначала в городе на Неве оказался мой папа. Он приехал в Россию учиться незадолго до начала войны в Афганистане. Сначала осел в Московской области. А потом поступил в Ленинградский медицинский институт и перебрался в северную столицу. Там познакомился с моей русской мамой. Последствием их знакомства стала я.

- Цитата из одного вашего интервью: «В 14 лет я решила, что было бы недурно заняться журналистикой». А до этого маленькая Салима принимала какие-нибудь иные решения относительно своего будущего?

- В совсем раннем детстве было смешное желание продавать мороженое на улице. Сейчас, когда я думаю, какие варианты у меня могли бы быть, кроме журналистики, то вижу два основных. Я могла бы работать педагогом, учить детей. Или просто ничего бы не делала. Заплела бы дреды и укатила в Тибет постигать и познавать себя...

- По итогам прошлого года вы вошли в список самых красивых женщин-телеведущих России? Какую роль красота, по-вашему, играет в карьере тележурналиста-новостийщика?

- Думаю, что не главную. Ведь во многом красота в кадре - это заслуга гримеров и правильно выставленного света. И потом, что такое вообще красота? Бывает же сплошь и рядом такое, что от человека, в обычной жизни ничем не примечательного, в эфире глаз оторвать невозможно. Или другой случай: смотришь на потрясающую красоту по телевизору и думаешь, когда же ты исчезнешь, как же тебя много...

- Но вы же не станете спорить, что эстетичнее, когда про катаклизмы с экрана рассказывает вся такая из себя красивая теледива?..

- Вам как зрителю виднее, конечно. Но мне кажется, что это тот самый случай, когда красота не спасет мир. Я бы все-таки предпочла бы профессионала в кадре, а не фотомодель.

- Есть ли место вашим личным чувствам, когда с телеэкрана вы рассказываете про взрывы, про убийства?

- Я пять лет в «Вестях». А если считать журналистскую практику, то и все десять. И, уверяю вас, привыкнуть к такому невозможно. Нереально оставаться абсолютно беспристрастной, когда рассказываешь о взрыве на стадионе во время эстафеты. Или о подонке, перестрелявшем кучу народу из-за своих проблем с коммунальными службами. А видимая отстраненность приходит с опытом. И плохо, если профессия проецируется на жизнь. И ты вдруг замечаешь, как в повседневной жизни становишься непробиваем, когда рядом с тобой беда. Но это, к счастью, не мой случай.

- Давным-давно вы утверждали, будто «среди телевизионщиков нет ни одного человека, которому подходит эпитет «обычный». А в чем необычность ваших коллег?

- Это был подростковый юношеский максимализм. Тогда мне так казалось. Сейчас на телевидении я вижу достаточно обычных, даже серых людей. Но необычность сохраняется, иначе бы наша с вами профессия давно бы вымерла уже. Необычность эта в особом виде заинтересованности. В том, что человеку постоянно хоть что-нибудь интересно. Любить новости — вот в чем наша фишка.

- Мне доводилось общаться со студентами — будущими журналистами, которые на вопрос «Зачем вы пришли в профессию?» на голубом глазу отвечали: «Чтобы стать Тиной Канделаки или Ксенией Собчак». Журналистике грозит вырождение при таком раскладе?

- Ну, зачем же так мрачно и категорично? Среди будущих журналистов, с которыми я общаюсь, в том числе и в Ульяновске, тоже находятся желающие стать Иванами Ургантами и Павлами Волями. Главное, чтобы не «говорящими головами». Потому что Ваня и Паша — в первую очередь трудоголики. Они пашут. За счет этого и состоялись. Согласна — чтобы вести «Смак» или «Камеди клаб», совсем не обязательно четыре года учиться журналистике. Но учиться обязательно. И в первую очередь трудолюбию. А они сегодня трудолюбивые — эти будущие журналисты. В этом-то уж мне поверьте...

- Реально ли познакомиться с Салимой Зариф в соцсетях, попросил меня спросить у вас один мой интернетозависимый знакомый.

- Если намерения серьезные, то да. Но чаще все заканчивается «Приветом». На него я как вежливый человек отвечаю: «Привет!» И дальше человек ждет почему-то, что я начну активно с ним общаться. А не получив искомого, ругает меня последними словами в духе «Салима Зариф, ты зазвездела и зазналась!» На этом наше общение прекращается. Поэтому сейчас в социальных сетях у меня в друзьях лишь узкий ближний круг. Потому что общение с незнакомцами, как правило, заводит в тупик, и люди потом начинают предъявлять какие-то невероятные претензии...

- Несколько лет назад единственной вещью, которая необходима вам на необитаемом острове, вы назвали крем для рук. Что сегодня вы взяли бы на необитаемый остров, если предположить, что крем для рук там уже есть?

- А можно не «что», а кого?.. Тогда друга. Пока абстрактного друга. Поскольку настолько близкого человека у меня пока нет.

- Вам удалось со временем победить главный страх вашей юности — тараканов?

- Однако, как вы осведомлены... Нет, более того, с годами этот страх стал еще жестче. Я просто делаюсь неадекватной, когда вижу таракана. Нет, не кричу, не визжу, не падаю в обморок. Просто впадаю в ступор, превращаясь в «соляной столб». Это шок для меня, от которого я потом очень долго отхожу.

- И кофе-машина по-прежнему главное условие вашей комфортной работы?

- Почему только работы. Я даже здесь в Ульяновске измучила организаторов «Студенческой весны», и они нашли-таки возможность обеспечить мой гостиничный номер кофе-машиной. Ну, вот такая я, без кофе и пары часов не могу.

- Часто ли ваша популярность настигает вас в неожиданных местах?

- Ответом на этот ваш вопрос будет ставшая уже хрестоматийной история. Я сбежала в поезде на верхнюю полку от мужчины-попутчика, который говорил мне: «У вас такое знакомое лицо. Вот есть такая ведущая Зарима, Салифа… Как же ее зовут? Ну, в общем, в «Вестях», такая темненькая…» Я говорю: «Не знаю, вы просто перепутали». Сбежала на верхнюю полку, хотя место у меня было нижнее, укрылась с головой одеялом и как-то сделала вид, что меня не существует. На мое счастье дядечка оказался не приставучий.

- Простите, конечно, но набирая в Интернет-поисковике «Салима Зариф», получаешь и ряд ссылок на порносайты, создатели которых поленились даже скрыть, что просто неумело пришлепали вашу голову к чьему-то голому телу. Вы с этим как-то боретесь?

- Как с этим можно бороться? Не в суд же на них подавать. Если я обращу на них свое внимание, это будет им лучшей рекламой. А я их недалекость им по-человечески прощаю.

- А все ли можно прощать?

- Кроме предательства...



Николай Владимиров

фото: iluki.ru, www.kp.ru, telecalendar.ru