Сегодня недавно назначенный глава УМВД по Ульяновской области Юрий Варченко встретился с ведущими журналистами и главными редакторами ульяновских СМИ. Встреча носила формат «без галстука». Главный шериф региона рассказал о том, почему не работают законы УК, поделился своим видением взаимодействия полиции с населением и озаботился числом бродячих собак на улицах города.

Стоит отметить, что некоторые публичные выступления должностных лиц надолго врезаются в память, к их числу можно с полным правом отнести и сегодняшнюю неформальную пресс-конференцию. Некоторые высказывания Юрия Варченко вполне можно разобрать на цитаты. Об этом мечтает каждый, кто созывает пресс-конференции. Так что в этом смысле встреча начальника УМВД и журналистов действительно удалась.

Впрочем, начнем по порядку. Журналисты на встречу с полковником Варченко были приглашены заранее, в приглашениях значилось, что данное событие состоится в медиацентре УЛГУ. Безусловно, это новый формат проведения подобных мероприятий: предшественник нынешнего начальника генерал Ларионов предпочитал проводить подобные пресс-конференции в сугубо рабочей обстановке.

Но, как известно, «новая метла по-новому метет», тем более что главным организатором мероприятия был глава регионального союза журналистов, член общественного совета при УМВД по Ульяновской области, профессор УЛГУ Олег Самарцев. Собственно, он и был ведущим пресс-конференции.

Беседа «о главном» проводилась в почти интимной обстановке: мягкий красный диванчик, удобный столик, полумрак. Журналисты устроились напротив. Стоит отдать должное полковнику Варченко - он был пунктуален. Вместе с главным журналистом Самарцевым и ректором УЛГУ Костишко зашел в «интимную зону», не опоздав ни на минуту. Поскольку медиацентр университета расположен на третьем этаже, солидный полковник слегка запыхался, тем не менее, вытирая платком пот, сообщил присутствующим, что «рад этой встрече».

Сразу оговорюсь, в этом репортаже я попытаюсь дословно написать некоторые фразы и цитаты Юрия Варченко, чтобы передать общее впечатление.

«Спасибо, что нашли время сюда прийти, - отдышавшись, поблагодарил журналистов Варченко. - Вы очень важная структура. Во многом от вас зависит, как будут жить наши дети, наша молодежь. Граждане вас информируют о том, что не доходит до нас, особенно до меня. Поэтому с вами мы должны взаимодействовать».

После этих слов полковника у меня появилось ощущение, что я присутствую на сеансе массовой вербовки агентуры.

А вот уже следующие слова главного полицейского региона заставили насторожиться всерьез: «Сегодня посмотрим, как будем взаимодействовать – «серым налетом» или на благо Ульяновской области». Очевидно, «серый налет» - это не слишком дружественное отношение некоторых СМИ к сотрудникам полиции, и сегодня полковник пытался почувствовать, кто же среди присутствующих «неблагонадежен».

После многообещающего вступления Юрий Варченко, немного расслабившись, рассказал о своих ощущениях, которые предшествовали его назначению в Ульяновскую область: «Я прошел все физиологические обследования, потом прошел аттестацию. И вот был назначен к вам. Ульяновская область - это база крупных промышленных предприятий, крупных хозяйств, уровень комфорта для населения тут высокий. Не скрою, были у меня волнения перед приездом сюда. Но сейчас с ректором прошелся по студенческому городку и вижу - все неплохо. Красиво, молодежь...»

Сразу же после передачи личностных ощущений от Ульяновска Юрий Варченко поспешил успокоить журналистов, что с его приходом в УМВД региона никаких резких кадровых изменений не предвидится: «Коллектив работоспособен, ротации в кадрах будут постепенные». Не забыл бывший начальник Чукотки и рассказать о своей семье: «Женат. Жена пока приехать не может, поскольку принимала присягу, но как только это будет возможно - будет рядом. Имею внука».

Ведущий Самарцев попросил коллег задавать вопросы, если таковые имеются. Поскольку за последние три месяца в нашей редакции произошли два криминальных случая, я поспешила первой поднять руку.

- Юрий Алексеевич, в марте этого года у журналистов нашего портала известный бизнесмен и общественный деятель Ислам Гусейнов отнял видеокамеру, именно в тот момент, когда они выполняли редакционное задание. Журналистами было написано заявление в городское отделение УВД, практически сразу это дело было передано участковому, впоследствии этот участковый вернул нам камеру, которую отнес в полицию Гусейнов, но в отношении заведения уголовного дела журналисты получили отказ. Уже в мае этого года еще одного нашего журналиста избили, тоже когда он был на редакционном задании, человек этот известен. Сейчас и это дело передано участковому, и, похоже, мы вновь получим отказ. Почему не работает статья УК о «воспрепятствовании журналистской деятельности»?

Юрий Варченко слушал меня с сочувственным выражением лица, появилось ощущение, что получу поддержку. Однако его ответ был настолько пространным, что суть уловить было тяжело. Если вкратце, то сказал он следующее: «Вы же понимаете, что мы проводим проверку. Если после проверки вам пришло уведомление, что состава преступления не обнаружено, значит, его и нет. Вам пришло уведомление о том, что состава нет»? Слегка опешив от «вылитой воды», я согласно кивнула. - «Ну, вот видите – значит, так и есть. А почему не работает статья УК о «воспрепятствовании журналистской деятельности - это вопрос не ко мне».

Немного подумав, полковник продолжил тему: «Много заявлений пишется, но не все они имеют под собой почву. Хотя каждый вправе отказ о возбуждении уголовного дела обжаловать в надзорных органах».

После этого я четко поняла, что теперь каждый человек нашего региона, если ему вдруг по какой-то причине не понравился журналист, вполне может себе позволить отнять у него любую вещь, а потом безнаказанно избить. Что поделать? Если законы у нас не работают. Наверное, только один выход - купить пистолет.

Далее зашел разговор о законе «О полиции». Юрий Варченко в большей степени коснулся его материальной части: «Получать стали достойно, любой лейтенант уверенно смотрит в будущее, полицейских в старости ждет достойная пенсия». Видимо, чтобы окончательно все прониклись достоинствами профессии полицейского, главный полицейский региона сообщил следующее: «Многие журналисты идут к нам. Сами понимаете, это важно, когда с хорошей пенсией встречаешь старость». При этих словах некоторые переглянулись, непонятно было, о каких именно механизмах перехода журналистов в полицейские говорит г-н Варченко. Но уточнять не стали.

Не могла не спросить о громком похищении женщины, которое произошло в Ульяновске неделю назад.

- Юрий Алексеевич, что можете сказать о похищении Иштуковой?

- Ничего. Работа идет. Ищем, - полковник явно растерялся.

- А подозреваемые по делу есть?

- Подозреваемые - это уже статус. Есть круг лиц, скажем так, предварительно причастных к этому.

- Пока все неопределенно?

- Ищем.

Понятно было, что эта тема ему неприятна.

Не обошли в разговоре с начальником УМВД и проблемы массовых драк молодежных группировок, которые несколько месяцев назад захлестнули область. В этой связи не совсем понятны преобразования структуры и перераспределение технического оснащения в УБОПе.

Юрий Варченко поблагодарил за вопрос, сказал, что никаких серьезных преобразований в УБОПе нет, и заверил, что «массовые драки возьмет на контроль».

Стоит отметить, что на протяжении всей пресс-конференции журналисты добрым словом вспоминали предшественника Варченко - генерала Ларионова. Говорили о его максимальной открытости, о неформальном общении со СМИ, о пользе интеробщения генерала в блоге с простыми людьми.

На что Юрий Варченко сказал, что, очевидно, у Ларионова была писательская склонность, а он к этому не склонен. «У меня есть другие механизмы общаться с населением,- заверил Юрий Варченко, - сейчас не до писательства. В настоящий момент меня больше волнует ряд нераскрытых преступлений последних месяцев».

Кроме того, Юрий Варченко пообещал журналистам, что массового «чукотского десанта» в Ульяновск не предвидится. Но отдельные люди все-таки приедут.

Неожиданно оживился полковник уже только в самом конце пресс-конференции, и разговор, как ни странно, зашел о бродячих собаках. «Знаете, - неожиданно разоткровенничался глава полиции. - Ко мне тут недавно друг приезжал из Саратова. Говорит, город красивый, но много собак. А бродячие собаки, они живут стаями, проявляют агрессию, особенно в некоторые физиологические фазы, и нападают на людей. Хотя, конечно, тут надо думать... Как их усыплять, какими методами? Надо выбирать наиболее гуманные». Видя, как Варченко зацепила тема собачей физиологии, редакторы и ведущие журналисты СМИ понимающе загудели и закачали головами в знак одобрения того, что проблему надо решать.

На этом, собственно, регламент встречи был исчерпан. Все дружно потянулись на небольшой фуршет. И уже там полковник Варченко меня потряс в последний раз.

- Скажите, а почему на Пасху полдня на Храме Всех Святых висел плакат «Маркс воскрес!», а сотрудники полиции бездействовали? - спросила я его.

- Вы знаете, - глубокомысленно ответил мне он.- Каждый из нас мир видит по-разному. Вот вы его видите так, я – по-другому. Третий человек в другом ракурсе...

Такой сугубо философский подход работника полиции к охране правопорядка я наблюдала впервые...



Александра Скворцова